В казанском ТЮЗе поставили мистическую драму по мотивам Островского


На сцене казанского ТЮЗа представили новую работу главного режиссера театра Радиона Букаева «Омут». Побывавший на премьере корреспондент «РГ» не только увидел хрестоматийную пьесу Островского в неожиданном мистическом преломлении, но и сам стал жертвой мистификации.

В казанском ТЮЗе поставили мистическую драму по мотивам Островского

Единственный мистический персонаж спектакля, Варвара (справа), выступает в роли искусительницы Екатерины. / Александр Эшкинин

Признаюсь сразу, отправляясь на пресс-показ, я понятия не имел, что мне предстоит увидеть интерпретацию «Грозы». В приглашении говорилось о «мистической драме по пьесе Ирины Васьковской, вдохновленной русской классической литературой». В программке также не было ни единого упоминания об Островском. И как позже выяснилось, сделано это было намеренно (инсценировка накладывает ограничения, не давая пространства для творчества). Перечитывай я классику чаще, казуса бы не произошло.

От «Грозы» у меня остались смутные школьные воспоминания тридцатилетней давности, в которых произведение намертво сплелось с известной статьей Белинского. И неудивительно, что, когда я увидел на сцене ослепительно белую современную кухню с гарнитуром, плитой, посудомоечными и стиральными машинами, у меня не возникло ни единой ассоциации с «темным царством».

Обжегшая на первых минутах спектакля руку о конфорку Катерина и внезапно появившийся Борис в легкомысленных бриджах и цветастых кроссовках также не вызвали в моей памяти никаких картин из пьесы Островского. Так что давление классики никак не мешало свежести восприятия.

Минут пятнадцать я честно вникал в семейные, любовные и финансовые проблемы главных героев, пока по развитию сюжета, устаревшим оборотам речи и характерным купеческим словечкам не начал что-то подозревать. Ну а уж когда персонажи попеременно стали сетовать на духоту и надвигающуюся грозу, меня молнией пронзила догадка, какая литературная первооснова скрывается на дне «Омута». На этом мой личный квест закончился, а спектакль продолжился и заиграл новыми красками.

Как уже говорилось, герои существуют в белом пространстве, что, впрочем, не мешает ему быть зловещим. А вот самих персонажей на черных и белых явно не разделить, характеры получились сложными и яркими.

Катерина (Дарья Бакшеева) при всей своей кротости и мечтательности явно с чертовщинкой, да к тому же еще тайком пьет отвар, провоцирующий выкидыши. Обаятельный, рефлексирующий, словно чеховский персонаж, Борис (Сергей Мосейко) на деле оказывается пустым, трусливым и корыстным. Тихон (Виталий Дмитриев) вроде бы набожен и чуток, но безволен и инфантилен. А вот за жестокостью Кабанихи (Надежда Кочнева) и Дикого (Михаил Меркушин) можно разглядеть глубоко запрятанную любовь.

Эффект, если не бомбы, то петарды, произвела Феклуша (Галина Юрченко). В постановке из странницы ее превратили в ушлую распространительницу БАДов и натуральной косметики. Очень узнаваемый персонаж нашего времени. На сцене она находилась каких-то десять минут, но зал все это время хохотал.

Особняком среди героев стоит Варвара (Полина Малых). Если в пьесе Островского она дочь Кабанихи и подружка Катерины, то в «Омуте» это многоликий и потусторонний персонаж. Именно она придает постановке мистическое измерение. Довольно долго Варвара вообще не появляется на сцене, а бродит за периметром кухни, как домовой или призрак, гремя посудой, скрипя дверцами буфета и жутковато похохатывая.

В какой-то момент она начинает взаимодействовать с героями, но с каждым в своей ипостаси. Для Катерины она искусительница, альтер-эго, темный двойник, подталкивающий к измене мужу. Для Кабанихи — оживший скелет в шкафу, укор совести. В спектакле намекают, что Марфа Игнатьевна причастна к смерти дочери.

А для изобретателя Кулигина просто любимая и утраченная дочь, здесь опять же намек на тайный роман в прошлом между Кулигиным и Марфой Игнатьевной. И если в «Грозе» народный умелец одержим созданием вечного двигателя, то в «Омуте» изобретает машину для воскрешения. В итоге ему удается воссоединиться с Варварой.

Не дают умереть авторы постановки и Катерине. Ее спасают, когда она пытается покончить с собой.

Прямая речь

Радион Букаев, главный режиссер казанского ТЮЗа:

— Десять лет назад я впервые поставил «Грозу» в городе Ельце. Именно тогда я с этой пьесой начал спорить. Катерина набожный человек? А почему совершает самоубийство? Это смертных грех! Она, перед тем как уйти, поднимает руки и говорит Богу: «Возьми меня с собой!» Как это объяснить современному подростку? Почему она при всех признается в измене мужу? У Островского это покаяние. Будет ли современный человек на площади публично при всех каяться? Вопрос. Современный ребенок открывает пьесу «Гроза», что он там поймет? Дальше ты начинаешь с этим жить и к тебе приходят какие-то мысли. Я взял конфликт отцов и детей, мне как главному режиссеру театра юного зрителя хотелось показать эти проблемы. Мне кажется, моя история о том, что между отцами и детьми нет гармонии.

Российская газета — Неделя — Волга-Урал: №21(9263)
Источник