В Петербурге впервые показали спектакль о ленинградском драматурге Евгении Шварце


На XX Володинский театральный фестиваль «Пять вечеров», посвященный памяти ленинградского — петербургского драматурга Александра Володина, Казанский ТЮЗ привез спектакль «Шварц, человек, тень».

В Петербурге впервые показали спектакль о ленинградском драматурге Евгении Шварце

Владимир Луповской / Фестиваль «Пять вечеров»

Постановка режиссера Дмитрия Егорова по пьесе Маргариты Кадацкой (оба — из Петербурга) — «увлекательное и немного грустное путешествие по жизни и творчеству Евгения Шварца, в котором сказка превращается в документ, а документ вдруг оказывается самой настоящей сказкой», как сказано в анонсе. Как известно, писатель родился в Казани, а умер в Ленинграде в 1958 году. Замечательный сказочник, автор любимых нами с детства сказок «Снежная королева», «Золушка», «Тень», «Голый король», «Сказка о потерянном времени». Также хорошо известны по киноверсиям его пьесы «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Дон-Кихот», «Каин ХVIII».

Начинается спектакль с момента переезда Евгения Шварца и его первой жены Гаянэ Халайджиевой (Ганя) из Ростова-на-Дону, где оба работали актерами в «Театральной мастерской», в Петроград. Шварц вспоминает, как сделал предложение красавице-армянке Гане (и прыгнул по ее желанию с моста в Дон), как принял веру жены…

Спектакль представили в необычном пространстве. Во-первых, не в театре, а в киноцентре «Родина». Во-вторых, не на сцене (в этом зале спектакли вообще не играют), а в Мраморном зале, который находится в цокольном этаже. «Подвал «Родины» — так в шутку мгновенно окрестили его участники спектакля. И это первые гастроли спектакля — впервые его играли не в родных стенах.

Народный артист Республики Татарстан Сергей Мосейко, исполнитель роли Шварца, рассказал «РГ»:

«В Казани мы играем этот спектакль в фойе театра, который находится в бывшем здании Купеческого собрания, построенного в конце ХIХ века. Пространство, в котором мы играли спектакль здесь, сильно отличается. У нас в театре возникают ассоциации с застенками НКВД (полукруглые своды невысоких потолков при определенном освещении создают такое впечатление), а центральная часть, где мы играем «домашние» сцены (кабинет Шварца), выглядит более уютной и домашней. А в Петербурге монументальный Мраморный зал, сталинский стиль, другая эпоха. Мы волновались, примет ли нас это пространство. Приняло — судя по реакции зрителей — а мы сыграли здесь спектакль три раза».

В нескольких шагах отсюда, с улицы Караванной, — Дом радио (бывший Ленинградский радиоцентр, где в годы войны Шварц был комментатором), театры Комедии и марионеток, в которые он ходил, дружил с режиссерами Николаем Акимовым и Евгением Деммени, писал для них пьесы. В петербургских театрах играют спектакли по пьесам Шварца «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева»…

В Петербурге впервые показали спектакль о ленинградском драматурге Евгении Шварце

Фото: Владимир Луповской / Фестиваль «Пять вечеров»

Сергей Мосейко: Несмотря на мороз, мы с женой сегодня походили по тому маршруту, о котором вы говорите. По Малой Садовой и Невскому…

Шварца называют уроженцем Казани. Ваш земляк, выходит? А петербуржцы скажут: наш! Ведь он жил и работал здесь, похоронен на Богословском кладбище.

Сергей Мосейко: Конечно, он ленинградец. Родился в Казани. Но прожил там совсем недолго. Его отец учился в Казанском университете на врача, окончив его, семья уехала в Подмосковье.

Я, конечно, знал произведения Шварца, но не знал его биографию. Играл Принца в «Золушке», в «Драконе» был занят (стража). Наша работа с режиссером Дмитрием Егоровым началась с эскиза на лаборатории в нашем театре. Тогда я подробно познакомился с биографией Евгения Шварца. Было неизвестно, продолжим ли мы эту работу. Но в итоге спектакль мы сделали и играем его уже больше года.

Прямая речь

Гузель Шакирзянова, заслуженная артистка Республики Татарстан (Катя):

— В нашем театре зрители очень хорошо принимают этот спектакль. Смотрят внимательно, долго не отпускают нас с поклонов. Я играю вторую жену Шварца — Катю. Она поддерживала хорошие отношения с дочерью Евгения Львовича от первого брака — Наташей. Хотя, конечно, переживала, а вдруг он не вернется к ней, когда уезжал на встречи с дочерью. Так было в первые годы брака, а потом их объединяли верность, преданность, честность по отношению друг к другу. Вместе воспитывали и внуков — детей Наташи.

Маргарита Кадацкая, автор пьесы:

— Я очень люблю сказки Шварца, с раннего возраста. Мне нравится и его проза, конкретно — дневники, они написаны человеком честным. Я читала их еще когда мне было лет 15. Возможно, не все тогда понимала, но прекрасный язык завораживал. И подкупала личность. Когда я писала пьесу, еще была студенткой РГИСИ, это одна из первых моих самостоятельных работ, и Шварц стал мне близким человеком. Я погружалась в его тексты, знакомилась с его биографией, а также с биографией его друзей — поэтов, писателей, режиссеров (Олейников, Заболоцкий, Акимов, Кошеверова…), с заметками различных людей о Шварце. Это было очень интересно. Недавно я побывала в Майкопе, где когда-то жил Евгений Шварц. Я сама южанка, а теперь живу в Петербурге и хорошо понимаю человека, который переехал жить на север с юга. Эта «южность» Шварца сильно чувствуется. Он очень любил море, поездки в Сочи, в конце жизни они с женой мечтали переехать в Краснодарский край…

Источник