В некоторых казанских троллейбусах с 17 сентября заработала новая система оплаты проезда: теперь пассажиры рассчитываются за поездку самостоятельно, без участия кондуктора. «Вечерняя Казань» отправилась в рейд по маршруту троллейбуса №6, чтобы узнать, как «бескондукторная» система оплаты работает на практике. Выяснилось, что проблему кадрового голода «ноу-хау» не решило.
Не секрет, что транспортная отрасль страдает от жесточайшей нехватки кадров. Люди не хотят работать даже водителями общественного транспорта (хотя зарплата на это вакансии относительно конкурентная, правда и ответственность выше), что уж говорить о профессии кондуктора. Нехватку кадров решено устранить механизацией процесса: в данный момент в Казани в тестовом режиме на некоторых троллейбусных маршрутах работают валидаторы — специальные терминалы для оплаты проезда без участия кондукторов. Правда, вместо кондукторов теперь нужны проверяющие — те, кто проконтролирует отсутствие «зайцев». Получается, шило на мыло.
ЧЕМ БОЛЬШЕ ВАЛИДАТОРОВ, ТЕМ ЛУЧШЕ?
Первые троллейбусы с самостоятельной оплатой появились ещё в 2021 году и ходили по маршруту №2. Тогда проект по оплате проезда без кондуктора был пробным, и заслужил высокие оценки от пассажиров. Ожидаемо появилось и много «зайцев» — до половины пассажиров не оплачивали проезд. Говорят, на сегодняшний день их количество значительно сократилось.
Валидаторы располагаются на поручнях у всех орех дверей троллейбуса: достаточно приложить карту и поездка оплачена. В отличие от старых кондукторских терминалов эти устройства реагируют на приложенную к ним карту моментально, поскольку работают в режиме офлайн. Так что оплачивать проезд стало гораздо проще. Не стоит переживать и тем, кто предпочитает оплату наличными – её принимает водитель.
Валидаторами на сегодняшний день обзавелись троллейбусы маршрута №6. В течение сентября эти устройства появятся и на других троллейбусных маршрутах: №13, №7 и №9. Также оплата без кондуктора будет производиться и на некоторых трамваях, среди которых маршруты №1, №2, №3, №4, №6 и №8. Об этом «Вечерней Казани» рассказали в «Метроэлектротрансе».
В ведомстве подчеркивают, что кондукторов, конечно, не хватает: в данный момент банально некому собирать с людей деньги за проезд. По нашим наблюдениям в последнее время часто многие автобусы выходят в рейс без кондуктора — оплату в этом случае собирает водитель, открывая только переднюю дверь, чтобы никого не пропустить. Но этот метод, конечно, не может уберечь от недобросовестных пассажиров и какую-то часть выручки транспортники неизбежно теряют: водитель не может одновременно уследить и за долгой, и за сбором денег, это понятно. Предполагается, что новая система убьёт сразу двух зайцев, только пока они оба живы.
ВМЕСТО КОНДУКТОРОВ — ПРОВЕРЯЮЩИЕ
Журналист «Вечерней Казани» прорезался на обновленных троллейбусах и проверил, как система оплаты работает на самом деле. У самых дверей на поручнях расположены небольшие синие устройства с электронным табло, они сразу бросаются в глаза: Объявления на дверях и окнах троллейбуса информируют о том, что оплату пассажиры выполняют самостоятельно.
Однако об этом сообщают не только объявления – на маршруте присутствовали сотрудники троллейбусного парка. Не совсем понятно, в чём же тогда новизна «бескондукторной» системы, если за пассажирами по-прежнему следит человек и напоминает им об оплате? Ответ довольно прост – не всем пассажирам привычно нововведение. Они заходят в троллейбус, ищут глазами кондуктора, не находят его, и не понимают, куда прикладывать карту, особенно много проблем возникает у пожилых людей. Поэтому на первых порах нужны представители депо – чтобы объяснять, как работает валидаторы.
Сами сотрудники утверждают, что в большинстве своем люди без проблем оплачивают проезд и вопросов ни у кого не возникает. В дальнейшем, по словам представительницы троллейбусного депо Наргизы, у водителей появятся микрофоны, и они смогут сами оповещать входящих пассажиров.
Валидаторы действительно удобные и срабатывают моментально — стоит только поднести к ним банковскую карту. Никаких бумажных чеков аппаратом не выдаётся. Это не значит, что можно ездить бесплатно, и никто об этом не узнает – на маршрутах будут работать проверяющие комиссии. Их сотрудники могут зайти без предупреждения со специальным устройством, которое определит, была ли произведена оплата проезда на этом маршруте.
Обратите внимание: если на проезд не хватает денег, то валидатор всё равно показывает, что оплата прошла. Потом на телефон приходит сообщение об отказе, а карта оказывается в «чёрном списке» валидатора, и оплатить ей проезд в следующий раз уже не получится — даже если на счету есть деньги.
Пока не все троллейбусы маршрута №6 оснащены валидаторами, и в то же время в них нет кондукторов. В таком троллейбусе всё происходит по стандартной схеме: водитель выпускает пассажиров только через переднюю дверь, принимая у них оплату через переносной терминал или наличкой.
Мы пообщались с пассажирами и большинство из них нововведениям рады: люди отмечают, что во многих городах России бескондукторная система уже успешно действует — например, в Москве. Валидаторы упрощает оплату проезда, ну и минимизирует риск конфликтных ситуаций с кондукторами, которые, увы, не редкость.
Фото: МУП «Метроэлектротранс»
Вячеслав Веселин / «Вечерняя Казань»