Вновь рожденный: чем уникален Ту-160М, за штурвалом которого побывал Путин


21 февраля президент России Владимир Путин во время посещения Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова побывал за штурвалом модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М. Корреспонденту «РГ» ранее посчастливилось наблюдать за сборкой ракетоносца и из уст разработчиков узнать, в чем его особенности.

Для начала немного истории. Этот легендарный самолет, за свой изящный вид получивший второе имя «Белый лебедь» был разработан еще в 1970-е годы, но по сей день остается мощнейшим в мире ударным сверхзвуковым самолетом. На Казанском авиационном заводе серийный выпуск машины начался в 1984 году. После развала Советского Союза производство Ту-160 остановили. Но предприятие продолжало обслуживать находящихся в строю «Белых лебедей». А спустя годы белоснежный стратег обрел здесь вторую жизнь.

Как пояснил «РГ» директор конструкторско-технологического цеха Александр Ромадановский, за время эксплуатации оборудование Ту-160 устаревало, требования к самолетам изменились. К тому же часть комплектующих изготавливалась раньше на территории всего Советского Союза, а теперь все эти производственные цепочки оказались оборваны. Так было принято решение о глубокой модернизации Ту 160.

— Мы заменили большую часть оборудования, автоматическую бортовую систему управления, комплекс управления топливом, авиационную систему, вооружение, — рассказывает директор КБ. — Новая информационно-управляющая система позволила отказаться от аналоговых приборов. Кабина самолета полностью цифровая.

Вновь рожденный: чем уникален Ту-160М, за штурвалом которого побывал Путин

Вот так выглядит стратегический ракетоносец Ту-160М в процессе сборки. Фото: Адександр Эшкинин/РГ

По словам замначальника летной испытательной станции и начальник инженерно-авиационной службы КАЗ Дмитрия Колесова, отличить на глаз Ту-160М от старой версии смогут только специалисты.

А внутренне это совершенно другой самолет, — поясняет он. — Прежним остался фюзеляж. Улучшились его летные и эксплуатационные характеристики, облегчилась работа экипажа, — пояснил он.

В 2018 году президент России поставил задачу организовать постройку совершенно нового Ту-160, что называется, с нуля. Это стало вызовом для КАЗ: проекты таких масштабов не реализовывались с советских времен. Воссоздание производства «Белого лебедя» стало импульсом для модернизации всего завода.

Самолет нужно было делать по новым технологиям, в том числе и для сокращения производственного цикла. Потребовалось оцифровать всю конструкторскую документацию. Трудности были связаны с освоением той технологии, по которой производились Ту-160. Какие-то компетенции были упущены или оказались за пределами России. Работа проводилась огромная. Основной задачей стало восстановление лучевой сварки центральной балки самолета. К счастью, все оперативно удалось наладить.

В январе 2022 года произошло историческое событие. Вновь построенный Ту-160М совершил первый полет с аэродрома КАЗ. Самолет поднялся на высоту 600 метров и выполнил несколько несложных маневров. Полет продолжался около получаса.

По характеристикам изготовленный с нуля «Белый лебедь» ничем не отличается от модернизированной версии Ту-160М.

Нам посчастливилось побывать в цехе, где собирают ракетоносцы.

— В настоящее время происходит стыковка фюзеляжа. Все комплектующие на данный момент поставлены, — поясняет замначальника производства по сборке фюзеляжа Алексей Шаландин.

Крылья Ту-160М собирают в отдельном цеху. Затем их соединят с фюзеляжем, и самолет обретет привычный облик.

Источник