Недавно открытый с помпой Вознесенский тракт уже успел заиметь славу скандального объекта. Все дело в слишком узких разворотах, в которые не вписываются грузовики. Корреспондент «Вечерней Казани» попытался разобраться, почему открытие такой важной магистрали горожане встретили не с радостью, а с возмущением.
Долгожданное открытие первой части Вознесенского тракта обернулось для городских властей новыми проблемами. Уже в день запуска движения по новенькой магистрали на ней образовалась пробка. На следующий день на разворотной петле выезда на проспект Победы застрял грузовик, повторилось это и на третьи сутки после запуска движения по тракту. Впрочем, мэрия Казани уверяла, что причиной инцидента стали технические проблемы самого большегруза, а не недостатки новой дороги. Напомним, Вознесенский тракт обошелся Казани в 13 миллиардов рублей.
НИКТО НИ В ЧЕМ НЕ ВИНОВАТ?
«По данным ГИБДД, фура именно сломалась, а не «не вписалась». После того, как ее починил водитель, фура поехала сама, ниоткуда вытаскивать её не пришлось. Напомним, это не первый съезд такого рода в городе – абсолютно такие же на многих других участках (на Мамадышском тракте, возле стадиона на Ямашева – Гаврилова и так далее). Вопрос не в том, что угол не тот или съезд не такой ширины. Вопрос в том, что пока введена только первая очередь тракта. С введением второй очереди тракт будет нести свою главную функцию выездной магистрали. И тогда движение будет динамичнее», – уверяли представители исполкома в соцсетях.
При этом городские власти обещали добавить разворот на Вознесенском тракте, чтобы разгрузить его проблемный участок. Позже исполком решил все же прислушаться к жалобам казанцев и начать расширять разворот на пересечении с проспектом Победы. Но чиновники стояли на своем и утверждали, что если первый грузовик застрял на развороте, то второй большегруз оказался в аналогичной ситуации из-за «человеческого фактора» – считай, некомпетентности водителя. Сейчас на участке идут работы, движение по развороту перекрыто до 21 октября.
Комментируя разгоревшийся скандал, депутат Казгордумы Алексей Серов отметил, что неверно было бы в ситуации винить непосредственно руководителей Татарстана и Казани, так как такие вопросы не совсем в их компетенции. Однако произошедшее сильно бьет по имиджу города.
— Когда руководители, будь то раис Татарстана Рустам Минниханов или мэр Казани Ильсур Метшин, да даже руководитель какого-то структурного подразделения, перерезают ленточку объекта, они же не должны бегать с линейкой и измерять каждую дорогу, каждый объект на данном участке. Есть соответствующая зона ответственности, например, проектировщиков, строителей. Первая часть Вознесенского тракта очень важна для города, на нее потрачены огромные средства. Серьезные вопросы возникают в первую очередь к экспертизе проекта магистрали. Удивляет детская отмазка исполкома о том, что водители грузовиков сами виноваты, а расширить разворот власти решили только по своей воле. С другой стороны, открыта только первая часть тракта, возможно, когда будет запущено движение по обеим частям магистрали, то ситуация улучшится. Но пока это выглядит как история о падении уровня компетенции в России, причем на всех уровнях, – высказался депутат Казгордумы в разговоре с «Вечерней Казанью».
ЭКСПЕРТИЗА НАРУШЕНИЙ НЕ ЗАМЕТИЛА
Возникает логичный вопрос: кто проводил экспертизу документации первой части Вознесенского тракта? Как оказалось, отчет о соответствии объекта всем необходимым правилам подготовили в государственном автономном учреждении «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре». Информация об этом появилась на сайте организации в декабре 2020 года.
«Проектная документация объекта строительства «Вознесенский тракт. Строительство участка от улицы Гвардейской до проспекта Победы в Советском районе Казани» соответствует требованиям технических регламентов, в том числе экологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Схема двухуровневой развязки включает в себя строительство пяти правоповоротных съездов и путепровода тоннельного типа. Развороты налево предусмотрено выполнять с помощью разворотных петель. Общая длина съездов – порядка двух километров», – говорится в релизе ГАУ «УГЭЦ РТ».
В учреждении корреспонденту «Вечерней Казани» ответили, что комментарии по ситуации смогут предоставить не раньше 23 октября, после возвращения пресс-секретаря из командировки.
Заказчиком работ по строительству Вознесенского тракта выступало ГКУ «Главтатдортранс». На запрос «Вечерней Казани» ведомство на момент публикации материала не ответило. Генподрядчиком работ выступила компания «Волга-Автодор», которая, судя по сайту госзакупок, выиграла тендеры на сумму больше 13 миллиардов рублей для выполнения работ на данном участке. Учредителем компании выступает Андрей Черкасин, зарегистрирована она в Казани. Кроме Вознесенского тракта компания исполняет и другие госконтракты – например, в сентябре 2023 года «Волга-Автодор» выиграл два тендера на сумму чуть больше 1,2 миллиарда рублей на ремонт казанских дорог. Общая сумма госконтрактов компании, по данным системы «Контур Фокус», составляет 22 миллиарда рублей. Подавляющее большинство из них заключено в пределах Татарстана.
Директор компании «Волга-Автодор» Ратмир Нигматуллин в беседе с журналистом «Вечерней Казани» заявил, что вопросов по работам к организации быть не может, ведь проектная документация прошла все экспертизы. И посоветовал обращаться за комментариями к заказчикам работ.
МАГИСТРАЛЬ, ГРОЗЯЩАЯ СТАТЬ ПРОВАЛОМ
А пока ответственные ведомства и организации отсылают за комментариями друг к другу, первая часть долгожданной магистрали грозит превратиться в одну из самых больших строительных неудач Казани. Так полагает урбанист и блогер Дмитрий Сагдеев.
– Вознесенский тракт – это «эпик фейл» десятилетия. Наверное, ни один из других проектов в Татарстане не был настолько некачественно спроектирован. Тракт отлично показал горожанам кризис проектирования транспортных объектов в республике и выявил «узкие места» татарстанской системы организации строительства с созданием специального ведомства – «госзаказчика работ». В отношении объектов транспорта это у нас ГКУ «Главтатдортранс», которое в основном занимается организацией строительства и ремонта междугородних дорог. Но последние годы и многие внутригородские проекты тоже им дают, в особенности масштабные. И, судя по всему, в ведомстве не совсем понимают, что у трасс одна специфика, у городских улиц – другая, – возмущается урбанист.
Сагдеев полагает, что из-за непонимания специфики внутригородских дорог «госзаказчики» делают техзадания по одному шаблону, не приспособленному к казанской транспортной системе. Проектировщики на тендеры по выполнению работ, как правило, заявляются одни и те же. Как результат – на городские улицы перекочевали откровенно «трассовые» решения в виде отнесённых на несколько километров разворотных петель и развязок, которые не рассчитаны на интенсивность потоков.
Блогер-урбанист выделяет следующие минусы первой части Вознесенского тракта:
— развязка с проспектом Победы с узкими съездами;
— запроектировано всего два узких однополосных съезда в огромный жилмассив Азино (на проспект Победы и Глушко/Ноксинский спуск);
— недостаточное количество разворотов вместе с отсутствием сквозных проездов по улицам Жиганова, Родины, Аделя Кутуя нагрузило развязку с проспектом Победы ещё больше;
— неадекватные и неудобные проекты подземных переходов, их организация через двухполосные проезды.
При этом Сагдеев отмечает, что непосредственно к качеству строительных работ у него претензий нет – строители свою работу выполнили довольно хорошо.
Юрист Федерации автовладельцев России (ФАР) в Татарстане Владлен Копвиллем в беседе с «Вечерней Казанью» с сожалением отметил, что ни при возведении Вознесенского тракта, ни при строительстве других значимых инфраструктурных объектов с представителями водительского сообщества не советуются. А жаль – это помогло бы в будущем избежать многих казусов.
Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»