Наталья Сабитова рассказала, в чем секрет единства и мира народов Татарстана, что необходимо сделать, чтобы сохранить свои язык и культуру и насколько сейчас дети и родители заинтересованы в изучении родных языков.
– Наталья Михайловна, здравствуйте! Наша программа выходит в преддверии Дня народного единства. Когда этот праздник только начинался в 2005 году, то у многих возникали сомнения: станет ли он объединяющим? Будет ли он наполнен идеологическим основанием? Сейчас, по прошествии 18 лет, можно ли сказать, что этот день стал действительно Днем народного единства?
– Когда День народного единства стал считаться праздником 4 ноября 2005 года, в Татарстане начали проводить различные мероприятия. Одно из них – фестиваль «Наш дом Татарстан», где представители различных национальностей демонстрировали свои песни, танцы, обычаи, костюмы и прочее. Действительно, когда праздник только утвердили, о нем мало кто знал. Сейчас, как минимум мои знакомые, друзья, те, с кем я работаю, точно могут сказать, что это за праздник. Более того, они его даже отмечают.
– А идеологическое основание у праздника появилось?
– Я считаю, что да. Это в первую очередь согласие, мир, дружба, которые всегда были в нашей стране. Если мы возьмём историю России, то народы России всегда жили в дружбе, мире и согласии.
– В Татарстане проживают представители 173 национальностей. В истории известны многие случаи, когда землю поделить не могли и две национальности. Как вы считаете, в чем секрет согласия нашего общества?
– По последней переписи населения, в Татарстане уже проживают более 175 национальностей. Поимо татар и русских, республику издревле населяли и такие народы, как удмурты, марийцы, мордва и др. Татарстан был всегда поволжским центром торговли, и сейчас он привлекает представителей других национальностей. Например, к нам приезжают с Сургута, с Сибири.
В прошлом году свое 30-летие отметила Ассамблея народов Татарстана. На ее базе функционируют 39 обществ и национально-культурных объединений.
– У нас в дружбе и согласии прекрасно уживаются многие-многие народы. Но на мировых примерах мы видим, как это хрупко, и, порой, любая искорка может привести к огромному пожару. Как сохранить баланс?
– Я считаю, что прежде всего взрослому поколению нужно работать с молодежью. Всегда должна быть преемственность. Мы должны давать им знания, истории, рассказывать, как жили наши предки, бабушки, дедушки, как строили Советский Союз. Наша страна сильна многообразием.
– Раз вы упомянули Советский Союз, то там действительно количество проживающих национальностей было великое множество, да и сам Советский Союз – это великая страна, практически полмира. Сейчас многие обсуждают приезд мигрантов, у людей возникают какие-то вопросы. Как так получилось, что стало несколько опасливое отношение к мигрантам?
– Не могу такого сказать. На базе Ассамблеи народов Татарстана есть узбекская, таджикская диаспоры и диаспоры других народов. Они очень активно работают, проводят различные мероприятия. Например, это республиканский праздник Науруз. Я каждый год лично на нем присутствую и смотрю, как он объединяет людей разных национальностей. Когда есть праздник, люди вместе. Если будет какая-то проблема, они все равно будут вместе. Сейчас есть такие же примеры. Узбекские, таджикские, другие общины готовили плов для солдат, которые находятся в зоне СВО, все это показывали на разных телеканалах. В данный момент школы посещают тоже дети разных национальностей. Но лично я, слава богу, не вижу примеров какого-то раскола, даже между детьми.
– Между детьми может быть и нет. Но что необходимо сделать, чтобы не было вообще?
– Показывать пример своим детям. Я замужем за татарином, но по национальности мордовка. Когда-то мне сказали, что я не смогу войти в татарскую семью, потому что татары женятся только на татарках.
Сейчас с мужем и двумя детьми мы ходим в гости к своим друзьям: и татарам, и мордовам, и русским, и кряшенам, и марийцам. Мы празднуем Уразу и Пасху. Мы своим примером показываем детям, детям своих друзей именно сплоченность между народами, поэтому я считаю, что многое идет из семьи.
– А у детей никаких вопросов не возникает? Допустим, они не спрашивают, почему у нас в школе кто-то придерживается других взглядов?
– У нас толерантная республика, поэтому церкви находятся рядом с мечетями. В Казани нет ни одной школы с изучением мордовского языка. Но тем не менее моя старшая дочь до девятого класса участвовала в республиканских олимпиадах по данному языку. Поэтому много начинается с семьи, нужно общаться дома с детьми на своих родных языках.
– А как вы пришли к пониманию, что можно сохранять эти традиции и учить и одному, и второму, и третьему?
– Когда я вышла замуж за татарина, я начала изучать татарский язык. Сейчас я знаю его не совсем в совершенстве, но могу понимать речь и говорить на бытовом уровне. Самое главное, что мой муж тоже выучил эрзянский язык. Когда он приезжает к моим родителям, когда приезжают мои родственники мордовской национальности, то он просит, чтобы они говорили на мордовском языке.
– Все время поднимается вопрос о том, что многие языки просто исчезают. При этом язык является главным атрибутом национальной идентичности человека. Как сделать так, чтобы сохранить язык и культуру?
– Да, это именно такая тема, которую нужно постоянно поднимать и обсуждать. Так как, согласно данным последней переписи, у всех народов фиксируется спад. И это не только из-за рождаемости, а из-за того, что люди, не общаясь на родном языке, забывают свои корни, забывают свою культуру. Нам следует общаться с детьми на родном языке, показывать пример. Допустим, в Ассамблее народов Татарстана функционирует воскресная школа. Свою работу ведут более 20 отделений разных языков.
– Сейчас вы ощущаете заинтересованность родителей, детей в изучении родных языков?
– Да. Даже русские и татары приходят, чтобы поучиться, посмотреть. С каждым годом воскресная школа расширяется, туда приходят не только дети, но и родители, бабушки, дедушки, которые когда-то не изучали свой родной язык, но сейчас решили взяться за это.
– А чем можно объяснить этот интерес, который сейчас рождается у людей?
– Человек приехал в город 20 лет назад. Он говорил, что он русский, не мордвин, не мариец. А сейчас, по прошествии времени, человек понял, что сила в чем? Сила в корнях, в родном языке. И поэтому очень многие взрослые идут в такие воскресные школы.
– Как войти в глобальный мир и в то же время не потерять свои корни?
– Проводить работу с детьми, с родителями. Какая у нас сейчас проблема по изучению языка? У нас даже не всегда есть учителя родных языков. Кто в основном носители марийского, удмуртского, чувашского языка? Люди на селе. Поэтому некоторые гонятся за английским, китайским, но родной язык бабушек, дедушек, предков забывают, а потом понимают, что сила должна быть в корнях. Чтобы таких проблем не было, нужно усилить цифровые площадки, онлайн-школы изучения родных языков.
– Кстати, есть такие школы сейчас?
– Да, открываются. Там обучаются люди разных возрастов. Спад по изучению родных языков начался в 90-х годах, когда все начали переезжать в город.
– А Ассамблея народов Татарстана, что делает для того, чтобы заинтересовать как можно больше людей в своих национальных истоках?
– Во-первых, функционирует 39 объединений. Открываются новые Дома дружбы. Сейчас их 11 по всей республике.
– Есть, конечно, Дома дружбы. Но, например, я ни в одном Доме дружбы не был, меня туда никто не приглашал. Я даже не знаю, где они находятся, извините.
– Я еще раз говорю, что все зависит от человека. Должна быть заинтересованность. Например, молодежные ассамблеи ходят по институтам, университетам, дают информацию, что есть такая-то ассамблея, что есть такие-то отделения: китайские, турецкие, египетские и другие объединения.
– Как раз к тому, что не стоит ждать, когда у меня появится заинтересованность, а прежде всего нужно заинтересовать человека превентивно.
– Да, конечно. Поэтому работа ведется на телевидении, выпускается журнал «Наш дом Татарстан» – очень интересный, где рассказывают о разных народах.
– То есть вы хотите сказать, что если человек заинтересован в изучении родного языка, то может обратиться в Ассамблею народов, и вы порекомендуете ему занятия либо в воскресной школе, либо на какой-то онлайн-площадке?
– Да. И китайский там тоже изучают. Это по желанию каждого человека.
– Прекрасно! Наталья Михайловна, поскольку мы выходим в преддверии праздника, у вас есть прекрасная возможность поздравить всех наших зрителей с Днём народного единства!
– Всех сердечно поздравляю с наступающим праздником, Днём народного единства. Сила – в многообразии, в сплаве культур, традиций, прекрасных костюмов, песен, сказок. Всем желаю любить свой народ, разговаривать на своем языке, учить своих детей. Ведь неважно, кто был твой дед, важно, кто будет твой внук!
– Спасибо большое! Еще раз с наступающим праздником!
– Спасибо!