Несбывающиеся прогнозы: почему в сценарии развития экономики от Центробанка сложно верить


Несбывающиеся прогнозы: почему в сценарии развития экономики от Центробанка сложно верить

На сайте регулятора опубликован сценарий развития экономики страны на ближайшие три года. Модели прописаны для разных вариантов развития событий в мире и в стране в частности. При этом Банк России не видит рисков для финансовой стабильности на фоне слабеющего курса рубля, так как ключевым показателем устойчивости называет процент инфляции. Только вот Центробанк регулярно «ловят» на том, что его прогнозы далеки от реальности — а это приводит к искажению экономической действительности. 

Согласно федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации», целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля. На данный момент курс доллара по отношению к отечественной валюте — более 100 рублей, но ЦБ в большей степени озадачен достижением уровня инфляции в 4%, нежели курсом валют, — это общая мировая программа для Центробанков во всех странах. 

— Под стабильностью рубля ЦБ понимает не стабильность валютного курса, а стабильность покупательной способности населения, — объясняет доктор экономических наук, профессор КФУ Игорь Кох. — Для них основным ориентиром является уровень инфляции (обесценивание денег, рост цен). Рядовой человек живет внутри своей страны, внутри своей экономики, и его в первую очередь интересует, сколько он на свою местную валюту сможет купить товара в магазине. Валютные курсы и валютные ставки не особо волнуют рядовых граждан. Поэтому ЦБ ставит целью именно удержание уровня инфляции, все остальные экономические показатели рассматриваются им как вспомогательные, в том числе валютный курс.

Основным инструментом достижения этой цели являются процентные ставки. Их повышение приводит к снижению количества кредитов — соответственно, к уменьшению покупательной способности и спроса. В результате цены на товары не растут так быстро. И, наоборот, снижение процентных ставок дает возможность брать кредиты легко и просто, что повышает покупательную способность, спрос, и происходит давление, повышающее цены. На данный момент ставка ЦБ составляет 8,5%.

«НЕТОЧНЫЕ ПРОГНОЗЫ»

Центробанк имеет практически неограниченный доступ к информации о том, что сейчас происходит в экономической сфере. Он получает отчеты от коммерческих банков, страховых, инвестиционных компаний, от всех субъектов финансового рынка. Возможностей для оценки ситуации и прогнозирования у Банка России достаточно. Правда, в последние годы его прогнозы разнятся с реальностью.

— Надо понимать, что прогнозирование ЦБ — это не предсказание будущих событий, а синтез анализа тех процессов, которые происходят в настоящее время, и того, что происходило ранее под воздействием тех мер, которые сам банк применял, — говорит Игорь Кох. — Центральный банк берет за основу тенденции, которые сформировались на данный момент, накладывает на них те изменения, которые сам намерен произвести, и прогнозирует результат, который может быть получен. ЦБ не может предсказывать тот вариант событий, который от него не зависит. Учитывая, как все динамично развивается в последнее время в стране, получается, что Центральный банк не попадает в свои прогнозы в силу того, что не может предвидеть события, которые происходят. Даже учитывая некоторые риски, он не может предположить, что может произойти.

По данным некоторых аналитиков, зафиксированы следующие «промахи» прогнозов по инфляции:

— на 2021 год — занижение на 4,4% (прогноз ЦБ 3,5 — 4%, факт 7,9%);

— на 2022 год — завышение на 11,1% (прогноз ЦБ 23%, факт 11,9%) .

Заслуженный экономист, преподаватель РАНХиГС при президенте России Александр Черкавский настаивает, что нельзя говорить об искажении реальной картины прогнозами Банка России.

— Экономическая статистика закрыта с прошлого года. О каком искажении реальной картины происходящего в экономике может идти речь, когда статистику по «экономической  реальности» очень сложно достать? В любом случае прогноз Центробанка не может влиять на экономическую стабильность, а неточные прогнозы не могут говорить об искажении экономической реальности. На стабильность экономики влияет не прогноз, а изменение ключевой ставки или денежные эмиссии — и то и другое находится в ведении Банка России, — считает Черкавский.

При этом экономист подчеркивает, что правительство России вряд ли ориентируется на прогнозы ЦБ, так как имеет свой аналитический центр и прямое взаимодействие с Росстатом. Ситуация с малым и средним бизнесом также не связана с прогнозами, а зависит от меняющихся рыночных условий.

— В 2019 году моя аналитическая группа под руководством Роберта Мусаеляна предлагала правительству программу «Международная цифровая продовольственная биржа для МСП», которая позволила бы увеличить доходы фермеров и собственников подсобных хозяйств. Развитие мелких форм сельского хозяйства способно создать спрос на удобрения, топливо, технику, посевной фонд и так далее, запуская цепную реакцию по развитию экономики. Сейчас реализация такой программы невозможна, поскольку руководство страны продвигает другие приоритеты, — говорит Александр Черкавский.

Эксперт считает, что страна в целом могла бы вообще обходиться без такого регулятора, как Центральный банк. Министерство финансов вполне способно само выполнять его функции.

ЭКОНОМИКА СТРАНЫ СЕЙЧАС

Любая экономика зависит от возможностей по сбыту. Сейчас внешний и внутренний сбыт в нашей стране ограничен. Первый — по причине санкций, второй — из-за сложившейся структуры экономики внутри России. 

— Экономику давно и много трясет. Как минимум с начала пандемии, да и до этого санкции сыпались каждые полгода. О стабильном состоянии вообще говорить не приходится. Экономика постоянно находится в авральном режиме, но при этом все же удерживается на плаву, работает, обеспечивает страну необходимыми товарами, — говорит Кох.

Профессор КФУ считает, что Центробанк достаточно эффективен в своей работе и не позволяет ситуации выйти из-под контроля. Он вместе с правительством обеспечивает  работоспособность экономики в условиях внешних тяжелых факторов.

Обычных граждан курс национальной валюты все же беспокоит. Некоторые считают, что ЦБ не предпринимает мер для противодействия росту инфляции. 

«Если бы у нас были свои заводы, промышленность и нам не нужно было бы закупать практически все за границей, то ещё можно было бы поверить, что падение рубля ничего не значит. А так мы понимаем, что скачок цен может быть в очередной раз очень серьёзный. Цены на бензин растут не останавливаясь. Те же сельхозпроизводители уже сейчас не знают, как прокормить скотину, цены на корма очень высокие. И уже говорят о том, что вынуждены отказываться от ведения сельского хозяйства. А это наша продовольственная база. Где тут оптимистические прогнозы?» — рассуждают люди в соцсетях.

Экономист Ирек Галямов также считает, что давать прогнозы сейчас действительно очень сложно из-за постоянных внешних «шоков».

— Все наблюдают за соотношением доллара, и это действительно опасно, ведь часть людей держит свои сбережениях в долларах или евро, чтоб сохранить активы. Стабильный уровень инфляции дает возможность людям держать сбережения в национальной валюте и бизнесу — брать кредиты, — говорит экономист.

ПРОГНОЗЫ ОТ ЦБ НА 2024 — 2026 ГОДЫ

Если вернуться к трем сценариям, которые ЦБ разместил на сайте, то в них рассматриваются базовый, умеренно фрагментарный и рисковый варианты.

Базовый сценарий предполагает, что в ближайший трехлетний период не будет новых шоков, рост цен будет сдерживаться, а санкции против России сохранятся в том же варианте. В таком случае, по прогнозам ЦБ, к 2026 году экономика России вернется на траекторию сбалансированного роста в 1,5 — 2,5%. Инфляция к концу 2024 года вернется к отметке в 4%. Средняя ключевая ставка в 2024 году составит 8,5 — 9,5%, в 2025 году — 6,5 — 8,5%, к 2026 году ставка вернется к 5,5 — 6,5% годовых.

Сценарий «Усиление фрагментации» предполагает сохранение тенденции разделения стран на блоки, рост санкций и снижение цен на мировых товарных рынках. В России разрыв между спросом и предложением может вырасти, что отразится на ценах.

Согласно этому сценарию:

— инфляция в 2024 году вырастет до 5 — 7%. Для возвращения инфляции к цели ЦБ будет вынужден проводить более жесткую денежно-кредитную политику в 2024 — 2025 годах по сравнению с базовым сценарием; 

— к 4% инфляция вернется в 2025 году.

Третий сценарий — «Рисковый». По нему не исключен мировой кризис. Для российской экономики возможно усиление санкционного давления. Упадет мировой спрос, и цены на нефть заметно снизятся. И тогда восстановительный рост экономики в 2 — 3% начнется лишь в 2026 году. Инфляция по этому сценарию в 2024 году будет 11 — 13%, а ключевая ставка — 12,5 — 13,5% годовых.

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Источник