Эксперты рассказали казанцам о защите прав потребителей перед «черной пятницей»


Эксперты рассказали казанцам о защите прав потребителей перед «черной пятницей»

Несмотря на мораторий на проверки, Управление Роспотребнадзора по Татарстану вынесло предупреждения более чем двум тысячам продавцов и магазинов, а по искам федеральной службы общая сумма присужденных выплат превысила 94 миллиона рублей: под раздачу попало и «Золотое яблоко».  

Проверяющие рассказали казанцам о том, как в преддверии массовых распродаж обезопасить себя в правовом поле и не стать жертвой мошенников, а также о том, как можно проверить качество продаваемой продукции. Подробнее в материале «Вечерней Казани».

«ЗОЛОТОЕ ЯБЛОКО» И 94 МИЛЛИОНА ВЗЫСКАННЫХ СРЕДСТВ

Как рассказала заместитель руководителя регионального Роспотребнадзора Юлия Булатова, управление занимается тремя вещами: не допускает на потребительский рынок некачественную продукцию, контролирует качество товаров и услуг, а также защищает права потребителей.

Почти половина всех обращений, как заявляет Булатова, приходится на сферу защиты прав потребителей.

– За прошедшие девять месяцев управлением было вынесено более полутора тысяч заключений по защите прав потребителей – это на семь процентов больше, чем в прошлом году, – рассказала Булатова на пресс-конференции.

Более 90% обращений от граждан были удовлетворены судами. Кроме того, сам Роспотребнадзор занимается подачей исковых заявлений – в этом году таких было более ста.

Эксперты рассказали казанцам о защите прав потребителей перед «черной пятницей»

– Общая сумма денежных взысканий, которая была присуждена судом по результатам рассмотрения гражданских дел по нашим искам в защиту прав потребителей, а также по тем делам, по которым мы давали заключение, составила более 94 миллионов рублей, – заключила Булатова.

Замруководителя республиканского Роспотребнадзора также рассказала, что одной из организаций, на которую управление подало иск, стало ООО «Екатеринбург Яблоко», то есть местное «Золотое яблоко». После неоднократных предупреждений от Роспотребнадзора продавец не исправил ошибки при использовании подарочных карт: их владельцы по какой-то причине не могли использовать средства либо не могли потратить остаток. По итогам этой тяжбы «Золотое яблоко» внесло изменения в правила продажи и оборота подарочных карт.

– Все потребители, которые так или иначе пострадали от действий «Золотого яблока», могут либо обратиться к продавцу, либо подать исковое заявление со ссылкой на наше решение, поскольку те факты, которые были установлены судом, имеют преюдициальное значение и доказыванию не подлежат, – заявила Юлия Булатова.

КАКИМИ СХЕМАМИ ПОЛЬЗУЮТСЯ НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ ПРОДАВЦЫ?

В преддверии всемирного дня продаж, стартующего 11 ноября, Булатова рассказала о популярной мошеннической схеме сервисных центров. Их представители предлагают бесплатную диагностику техники, потребитель не подписывает никаких бумаг, а затем работники сервисного центра требуют оплатить произведенный ремонт, о котором не было договоренности.

Сумма оплаты часто может достигать 80% от цены нового устройства, попавшего в руки мошенников. Когда потребитель отказывается платить, от сервисменов поступают угрозы не отдать технику или продать ее.  

Булатова уверяет: ремонт и диагностика являются возмездными услугами, а значит, договоры по ним должны составляться письменно.

Эксперты рассказали казанцам о защите прав потребителей перед «черной пятницей»

– В договоре должны быть прописаны абсолютно все условия: описываемая техника, которую сдали в ремонт, стоимость этой техники, стоимость работ, вид услуг и так далее. Если же такого договора нет или эти условия были опущены в договоре, то исполнитель не может удерживать технику, которая была передана потребителем, поскольку не имеет на то законных оснований, – рассказала представительница республиканского Роспотребнадзора.

Чтобы избежать столкновения с мошенниками, стоит искать информацию о сервисном центре в интернете, смотреть на отзывы – если организации в публичном поле нет, то стоит задуматься: а не мошенники ли перед вами.

Также Булатова подчеркнула, что в случае обращения за услугами к физическому лицу, а не к организации ваше сотрудничество не будет регулироваться законом о защите прав потребителей.

В спорных ситуациях можно обратиться в казанский консультационный центр Роспотребнадзора, находящийся по адресу Сеченова, 13а, либо на горячую линию по телефону 221-90-16.

ТАТАРСТАН – ВТОРОЙ РЕГИОН ПО ЗАЩИЩЕННОСТИ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

По словам начальника отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции РТ Розалии Арслановой, Татарстан с 2016 года постоянно входит в тройку лидеров рейтинга защищенности прав потребителей – он составляется объединением «Потребители России».

Такого результата удалось добиться в том числе благодаря просветительской работе республиканского ведомства – памятки публикуются в районных газетах и других средствах массовой информации.

Также регулирующая служба активно работает с молодежью: за 10 месяцев 2023 года Госалкогольинспекцией проведено более 1600 обучающих мероприятий, направленных на снижение правонарушений на потребительском рынке, разрешение потребительских споров, повышение профессионализма работников и обеспечение соблюдения законных требований.

Эксперты рассказали казанцам о защите прав потребителей перед «черной пятницей»

Просветительской деятельностью все не ограничивается: в 2023 году инспекция забраковала более 850 тысяч литров алкогольной продукции, ввезенной в республику. Основной причиной брака является несоответствие алкогольных изделий установленным требованиям по маркировке – 77%, несоответствие по физико-химическим показателям – 21%. При этом объемы поставок алкоголя в сравнении с прошлым годом увеличились на 4%.

Сотрудники надзорной инспекции занимаются проверкой качества не только алкоголя: в 21% товаров продовольствия специалистами этой службы были выявлены нарушения. Исследования проводились по 228 наименованиям.

Фото: «Вечерняя Казань» / Павел Хацаюк

Источник