Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»


Депутат Госдумы РФ о «дубинке» для регоператоров и стройке садиков и школ без затрат бюджета

«Мусоросжигательный завод не панацея. Нам в любом случае надо развивать сортировку и переработку мусора», — говорит депутат Госдумы РФ Илья Вольфсон. Одна из тем, которая войдет в работу на осенней сессии Госдумы, — отходы. Вольфсон предлагает вводить в «мусорный» закон «палку», чтобы регион мог по своему усмотрению влиять на регоператора. Будут прорабатывать вопросы и раздельного сбора — как создавать пункты сортировки и стимулировать производителей использовать вторсырье. Не отошли и от стройки: на повестке альтернатива эскроу-счетам, пересмотр нормативов по строительству школ и детских садов. Подробности — в интервью «БИЗНЕС Online».

Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»

Илья Вольфсон: «У нас большая и красивая страна, давайте не будем превращать ее в мусорную свалку» Фото: Андрей Титов

Задачи осенней сессии: «мусорные» вопросы, рост «социалки», поддержка мобилизованных

— Илья Светославович, началась осенняя сессия Госдумы. Какие задачи вы как депутат Госдумы РФ ставите перед собой? Какие наиболее острые вызовы сейчас стоят?

— Самая главная задача — выполнять наказы наших избирателей. За лето мы много поездили, посмотрели, послушали и выделили несколько болевых точек, которые в настоящее время волнуют людей. На основе этого создали шорт-лист первоочередных вопросов, которые будем решать на этой сессии:

  • Пересмотр мусорной реформы.
  • Решение дефицита школ и детских садов. Хотим найти источник финансирования для строительства школ и детских садов без дополнительных вложений бюджета. «Социалка» сейчас не поспевает за рождаемостью, поэтому мы предлагаем направить на эти цели те средства, которые сейчас идут на обслуживание эскроу-счетов.
  • Пересмотр излишних нормативов по строительству социальных объектов — школ и детских садов.
  • Совершенствование механизмов закона о комплексном развитии территорий. Программа запущена, и мы уже наткнулись на первые ошибки. Закон новый, поэтому его необходимо своевременно дорабатывать и поддерживать.
  • Борьба с так называемым злоупотреблением правом, когда из-за махинаций недобросовестных юристов дольщики не могут получить свое жилье.
  • Усовершенствование сферы ЖКХ и рынка управления многоквартирными домами. Здесь необходимо ужесточать требования к управляющим компаниям, устранять возможности для нечистоплотной работы.
  • Вовлечение молодежи в патриотические движения. Я встречался с активом «Движение первых». У ребят много интересных проектов, надо помочь им стать более популярными. Сейчас прорабатываем вопрос — хотим добавлять баллы ЕГЭ активу «Движения первых».
  • Поддержка талантливых олимпиадников. У нас в районах полно талантливых ребят, которые могли бы добиться большего, но на местах нет возможности заниматься с репетиторами и развивать их. Кроме того, сейчас сложилась такая ситуация — в Москве, в городе с очень большим бюджетом, у ребенка есть возможность получить 100 тыс. рублей только за участие в заключительном этапе олимпиады или международного конкурса. За победу таким детям дают полмиллиона рублей. В регионах таких возможностей нет, поэтому родители даже меняют прописку, а ребенок участвует в олимпиаде от Москвы. Мы хотим уравнять финансовую поддержку от регионов.
  • Развитие пришкольных территорий. Сегодня эти огромные пространства по сути большую часть времени простаивают, хотя могли бы стать новыми точками притяжения для занятий спортом и досуга.
  • Поддержка мобилизованных и их семей.
  • Работа по тезисам «Народной программы» «Единой России».

Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»

«Яркий пример — ситуация в УК «ПЖКХ». У нас была возможность оценить работу компании при разном руководстве. Евгений Чекашов (второй справа) за короткий срок смог наладить работу таким образом, что количество жалоб существенно снизилось» Фото: пресс-служба депутата ГД РФ Ильи Вольфсона

Ограничение свободы регоператов и борьба с навалами мусора: «Надо делать охоту на „мусорных браконьеров“ по-настоящему народной»

— Наиболее «народной», пожалуй, смотрится мусорная тема. Она касается и всех — и способных выложить за квартиру ипотечные миллионы, и тех, кто живет в городах и поселках, и бизнеса. Вы в последнее время довольно активно вникаете в проблему — встречались с директорами управляющих компаний, организовали специализированный круглый стол… Сложилось ли понимание общей картинки? Почему не получается наладить работу с отходами — регоператор не справляется, или регионы виноваты?

— Основная причина — размытые границы ответственности. Все участники процесса перекладывают друг на друга вину за происходящее. Однако натравливать всех собак на регоператора или власти бессмысленно: сфера обращения с отходами требует комплексного подхода.

Кто такой Илья Вольфсон

Вольфсон Илья Светославович родился 8 июня 1981 года в Казани. Окончил Казанский государственный технологический университет по специальности «технология переработки пластических масс и эластомеров» (2003) и Казанский государственный архитектурно-строительный университет по специальности «строительство» (2019).

Заслуженный строитель Республики Татарстан (2021).

2002–2005 — старший менеджер ООО «Инкомстрой».

2005–2007 — заместитель директора ООО «Инкомстрой».

2007–2016 — заместитель директора группы компаний «Сити Строй».

2016–2021 — основатель и директор группы компаний «СМУ-88».

2015–2019 — депутат Казанской городской Думы.

2019–2021 — депутат Государственного совета РТ VI созыва.

С 2021 года — депутат Государственной Думы РФ VIII созыва.

Мы это четко увидели, когда получили предложения — более 60 поправок и идей, как модернизировать отрасль. К сожалению, сейчас остаются незарегулированными несколько ключевых сфер, например, нет четкого определения что считать бытовыми отходами. В разных документах определения разнятся.

В настоящее время у региональных властей нет рычагов давления на регоператора — такая ситуация наблюдается по всей стране. То есть невозможно повлиять на работу регионального оператора финансово, невозможно отказаться от услуг, сменить компанию досрочно — если она не выполняет свои функции полностью. Разумеется, в таком случае качество работы остается только на совести руководителя, и появляется искушение расслабиться.

Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»

«В поселках можно встретить что угодно: и покрышки от тракторов, и огромные навалы веток и травы, даже туши животных. Ситуацию усугубляет то, что из-за дефицита свободного места на поселок в лучшем случае приходится одна контейнерная площадка, которая быстро превращается в настоящую свалку» Фото: пресс-служба депутата ГД РФ Ильи Вольфсона

Яркий пример — ситуация в УК «ПЖКХ». У нас была возможность оценить работу компании при разном руководстве. Евгений Чекашов за короткий срок смог наладить работу таким образом, что количество жалоб существенно снизилось. Но не все руководители могут похвастаться такой же ответственностью, поэтому мы должны внедрить в закон «палку», которой можно влиять на регоператора. Сейчас же, чтобы предъявить иск за невывезенный мусор, нужно пройти семь кругов ада. К слову, еще ни одного такого судебного разбирательства за историю мусорной реформы не было.

— Вы сами неоднократно выезжали по контейнерным площадкам, были на мусоросортировочной станции в Казани. Какое впечатление от увиденного?

— В городской части мусор плюс-минус однородный. Как говорили директора управляющих компаний, главная их головная боль — это крупногабаритный мусор. Обычно в старом жилом фонде не хватает места, чтобы оборудовать соответствующую площадку.

А вот в поселках можно встретить что угодно: и покрышки от тракторов, и огромные навалы веток и травы, даже туши животных и так далее. Водитель мусоровоза Максим рассказывал, что часто встречаются мешки с живыми котятами и щенками — и что с ними делать, абсолютно непонятно.

Ситуацию усугубляет то, что из-за дефицита свободного места на поселок в лучшем случае приходится одна контейнерная площадка, которая быстро превращается в настоящую свалку.

Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»

«Все упирается в чувство ответственности. Простой пример: вывоз строительных отходов стоит 10 тыс. рублей, а штраф за незаконный выброс мусора обходится всего в 3 тысячи» Фото: пресс-служба депутата ГД РФ Ильи Вольфсона

— Получается, что есть и вопрос об уровне ответственности мусорообразователей — и населения, и бизнеса. Например, как быть со строительными отходами? Ведь их банально подбрасывают в бункеры частного сектора — и это еще в лучшем случае, чаще вообще везут в ближайший овраг!

— Да, сейчас все — и регоператоры, и минстрой, и экоактивисты — кричат в один голос, что нужно бороться с несанкционированными свалками.

Все упирается в чувство ответственности. Простой пример: вывоз строительных отходов стоит 10 тыс. рублей, а штраф за незаконный выброс мусора обходится всего в 3 тысячи. И тут математика довольно простая. На круглом столе все без исключения поддержали мысль, что штрафы надо увеличивать и увеличивать кратно, а Максим Антонов — руководитель проекта «Чистые игры — Казань» — предложил привлечь к этой работе общественных инспекторов.

Надо делать охоту на «мусорных браконьеров» по-настоящему народной.

Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»

Илья Вольфсон депутат Госдумы РФ

— Перед круглым столом вы собрали больше 60 предложений от властей, регоператоров, переработчиков и экоактивистов. Какие моменты можете выделить?

— Многие предложения, которые мы собрали, можно уже класть на бумагу и начинать работу. Некоторые — не стыкуются между собой и требуют доработки.

Что реально? Минстрой РТ предлагал запустить систему контроля строительного мусора полного цикла, чтобы такие отходы были «окрашены». Так наглядно станет видно — где отходы появились, кто и куда отвез, как утилизировали. Интересное предложение от движения «ЭкоЛогично» — есть идея запретить публиковать объявления о вывозе строительного мусора на интернет-площадках — например, «Авито» — без предоставления соответствующей лицензии. Иначе этот мусор гарантировано едет в ближайший овраг.

На круглом столе звучало предложение от экоактивистки Веры Керпель отделить понятие упаковки от бытовых отходов и возложить ответственность за переработку упаковки на производителя товара. В этом есть зерно здравого смысла, но одномоменто это технически сложно реализуемо. В любом случае, мы ничего сходу не отметаем, будем советоваться.

— Готов ли уже шорт-лист тех изменений, которые пойдут в Госдуму в осеннюю сессию?

— В работе. Мы создали экспертную рабочую группу, и сейчас внимательно анализируем все предложения. Для нас главные критерии — они должны быть реализуемы в текущей социально-экономической обстановке и не приводить к росту тарифа для жителей.

Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»

«Мы создали экспертную рабочую группу, и сейчас внимательно анализируем все предложения. Для нас главные критерии — они должны быть реализуемы в текущей социально-экономической обстановке и не приводить к росту тарифа для жителей» Фото: пресс-служба депутата ГД РФ Ильи Вольфсона

Что необходимо для раздельного сбора и переработки: «Следует предпринять два шага — упростить упаковку и увеличить количество пунктов приема вторсырья»

— Если встречаем такую глобальную проблему с несанкционированными свалками, есть ли смысл в текущих реалиях налаживать систему раздельного сбора? Последнее время эту тему обсуждают все чаще, поднимали ее и на круглом столе, организованном вами.

— По большому счету нам бы сначала навести порядок на контейнерных площадках, избавиться от крупногабаритного мусора, разобраться с требованиями по упаковке — по-другому говоря, создать условия для раздельного сбора. Потому что сейчас процесс можно описать так: машину не собрали, а уже думаем о скорости.

— А правда ли, что большая часть мусора на контейнерных площадках — это упаковка?

— Сейчас почти весь мусор — это упаковка. Например, имеем уже несколько десятков видов одного только пластика, и они при сортировке и переработке между собой «не женятся». Возьмем стеклянную бутылку, которая в своем составе имеет стекло, бумажную наклейку и алюминий. Ни один нормальный человек не будет убирать бумагу с бутылки и распределять все по разным пакетам. Обязательно нужно добавить на каждую упаковку легко читаемую и понятную маркировку — что годится для вторсырья, а что нет.

Следует предпринять два шага: упростить упаковку, чтобы сортировка не отнимала много сил и времени, и увеличить количество пунктов приема вторсырья.

Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»

Илья Вольфсон депутат Госдумы РФ

Тут упомяну слова основателя проекта по раздельному сбору отходов «Фракция» Дмитрия Купцова: чтобы организовать пункт приема вторсырья, не нужно строить замки и дворцы, но они должны быть в шаговой доступности. Кто поедет из Авиастроительного района сдавать бутылки в «Мегу»?

— Вы неоднократно озвучивали идею вернуться к советскому опыту стандартизации упаковки, когда были одинаковые молочные бутылки, например. Но как быть с конкуренцией, с маркетингом — ведь даже форма бутылки влияет на желание купить тот или иной продукт…

— У меня есть встречный вопрос: вы выберете бутылку необычной формы — или жизнь в окружении мусорных свалок? Нам жизненно необходимо сокращать количество мусора, который вывозится на полигоны. У нас большая и красивая страна, давайте не будем превращать ее в мусорную свалку.

Стандартизация упаковки положительно повлияет и на качество продукции. Производители начнут привлекать покупателей не красивой картинкой, а качеством своего товара.

— Не решен в стране вопрос переработки отходов. Она невыгодна, вторсырье стоит дороже, чем продукт «первого передела». Как можно это исправить? Как сделать выгодной переработку и производство продукции из вторсырья?

— Здесь, на самом деле, все просто — необходимо стимулировать производителей использовать вторсырье. Есть мировая практика, где государство дает льготы по налогу на прибыль для тех, кто производит на вторсырье. Большая часть даже нашей «вторички» сейчас идет на экспорт, потому что для зарубежных производителей это выгодно.

В России есть и сложности с качеством сырья. Точнее с его стабильностью. Обычно отходы попадают в мусоровоз, где они спрессовываются, перемешиваются между собой и в итоге теряют до 70% своей привлекательности для переработки. Взять тот же картон — на сортировку он приезжает в состоянии размокшей каши, которую нельзя использовать. Проблему решат организованные пункты приема вторсырья.

Тут еще можно пойти еще одним путем — стоит популяризировать установку в домах бытовых измельчителей. Если начнем измельчать пищевые отходы, сократим объем бытового мусора примерно на 50%. Для начала нужно ввести обязательное требование по установке измельчителей при строительстве новых образовательных учреждений — именно там огромные объемы таких отходов. Думаю, это очевидно каждому, кто хоть раз пытался накормить ребенка или подростка.

С введением такого правила мы сократим «мокрые» отходы и на сортировке легче будет из общей массы выбирать полезные фракции: пластик или любое другое вторичное сырье.

В строительных правилах Казани появились требования к застройщикам по установке подземных мусорных контейнеров при строительстве нового жилья. Это выход из ситуации?

— Правильнее назвать это эволюцией, рано или поздно к этому все равно бы пришли. Мы постарались сделать так, чтобы это случилось раньше — на живом примере продемонстрировали городским и республиканским властям преимущества такого подхода. И такой норматив, действительно, появился. Это настоящее спасение от запаха, бродячих собак, насекомых, мышей и крыс. Площадка всегда выглядит опрятно и не пугает завалами мусора ни жителей комплекса, ни прохожих. Но важно правильно эксплуатировать такое оборудование.

Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»

«В сфере обращения с отходами страдать не должен никто — ни обычные граждане, ни бизнес. Последний вообще со всех сторон обложен, а тут еще прилетают огромные платежи за вывоз мусора, который в реальности и не осуществляется» Фото: Андрей Титов

Для спортобъектов тариф считают «по крючкам» — количеству вешалок в раздевалке

— Ряд экспертов предлагает вернуться к схеме взимания «мусорного платежа» не с гражданина, а с квадратного метра общей площади жилья. Какой метод вы считаете правильным?

— Безусловно, деньги надо брать только с человека, а ориентироваться не на собственников помещения, а на фактически проживающих или зарегистрированных в помещении. У человека может быть две квартиры — в одной он живет один, а другую сдает семье из пяти человек. Соответственно количество отходов образуется разное.

Практика с квадратными метрами не распространена, потому что не очень справедлива. В Госдуме, например, много обращений из Самарской области, где именно такая схема — люди жалуются на счета в десятки тысяч за зачастую отсутствующую по факту услугу.

— Бизнес не устраивают нормативы. Вот недавно например фабрика «Славица» потребовала отменить норматив для киосков — на том основании, что они просто не образуют по 17 кг отходов с квадратного метра, как это заложено нормативом. И «Славица» тут не единственная, ранее были иски и от «Мегастроя», и от других ретейлеров. Как решать эту проблему?

— В сфере обращения с отходами страдать не должен никто — ни обычные граждане, ни бизнес. Последний вообще со всех сторон обложен, а тут еще прилетают огромные платежи за вывоз мусора, который в реальности и не осуществляется. Возьмем, к примеру, ледовые дворцы — площадь огромная, поэтому начисляется соответствующий «мусорный» тариф. Его называют «по крючкам» — рассчитывают стоимость буквально по количеству вешалок в раздевалке. И никто не учитывает, сколько на самом деле приходило людей заниматься в секциях или кататься на коньках.

Скажу одно — мы всегда готовы к диалогу. На круглый стол приглашали представителей бизнеса, но, к сожалению, никто из предпринимателей не пришел.

Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»

«Утилизация мусора — это все-таки социальная сфера, и я бы не стал полностью отдавать ее регоператорам. К тому же расходы на строительство полигона обязательно лягут в тариф для населения» Фото: пресс-служба депутата ГД РФ Ильи Вольфсона

Спасут ли МСЗ от мусорных завалов и за чей счет надо строить полигоны ТКО

— Мусоросжигающие заводы (МСЗ) — это выход из мусорного тупика?

— Я считаю, это важная часть решения проблемы. Об эффективности таких заводов говорит мировая практика. Рядом с МСЗ живут люди, от них попутно заправляется общественный транспорт, даже устраивают горнолыжные курорты.

В России дело упирается в недостаток технологий, которые могли бы обеспечить сжигание мусора без последствий для окружающей среды. Сейчас по этому вопросу активно работают ученые, поэтому, думаю, «Ростех» справится с этой задачей в ближайшее время.

Мусоросжигательный завод не панацея. Нам в любом случае надо развивать сортировку и переработку мусора.

Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»

Илья Вольфсон депутат Госдумы РФ

Даже с развитой переработкой добрая часть отходов рано или поздно будет уходить на полигоны. Эти инициативы позволяют продлить жизнь полигону, но его вместимость все равно конечна.

— Среди инициатив, которые частенько звучат на различных профильных встречах, есть требование возложить строительство полигонов на федеральный бюджет. Насколько это правильный подход?

— Полигоны надо строить за счет бюджета. Утилизация мусора — это все-таки социальная сфера, и я бы не стал полностью отдавать ее регоператорам. Это коммерческая организация, которая может вести свою хозяйственную деятельность с разной успешностью. Ждать, пока регоператор найдет деньги на строительство полигона не совсем правильно: можно и не дождаться. К тому же расходы на строительство обязательно лягут в тариф для населения. Ну и наконец, никто не застрахован от того, что на воротах полигона может появиться замок.

Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»

«Прыжки» в цене не позволяют ни бизнесу, ни государственным подрядчикам грамотно планировать затраты» Фото: пресс-служба депутата ГД РФ Ильи Вольфсона

Как отреагировали на цементный кризис и что делать с ростом цен на гравий

— От мусорных тем перейдем, пожалуй, к строительным. В мае нас настиг так называемый цементный кризис, когда цены подскочили сразу на 31%. Резко дорожала арматура. Получилось ли «разрулить» ситуацию?

— Проблема с цементом, как выяснилось, упиралась в логистику, сами же производители цены не повышали. Не хватало вагонов для поставки цемента, отмечалась спекуляция мелких предпринимателей на местах. Дефицит цемента создал на строительном рынке высокий спрос, чем активно начали пользоваться «продажники», толкая цены вверх.

Решали в ручном режиме, искали и выталкивали каждый вагон. Сейчас ситуация уже урегулирована.

Вместе с тем получилось сдержать и растущую в марте стоимость арматуры. Сейчас от строителей не слышу о таких дефицитах и повышениях. Есть небольшие скачки, но они прогнозируемые и не сказываются серьезно на отрасли.

Сейчас назрел следующий вызов для строительной отрасли — поползли вверх цены на инертные материалы [гравий, песчано-гравийная смесь, обогащенный песок — прим. ред.]. Производители говорят, мол, вода ушла, судоходство встало, приходится везти сырье на большегрузах, а тут еще топливо подорожало. Но насколько стало дороже топливо? На 10-20%? А отпускные цены, например, на гравий выросли почти вдвое.

А на бюджетных стройках цены на материалы проходят экспертизу и закрепляются в сметы еще до начала работ. Такие «прыжки» в цене не позволяют ни бизнесу, ни государственным подрядчикам грамотно планировать затраты.

— Как будет решаться эта проблема?

— Направили письмо в ФАС с просьбой разобраться в происходящем.

Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»

«Город должен развиваться сбалансировано — жилья без соцобъектов быть не должно» Фото: Андрей Титов

Альтернатива эскроу-счетам: заберем деньги у банков и направим их на школы и детсады

— Помимо мусорной темы у вас в планах на осеннюю тему было несколько довольно смелых инициатив. Например, вы предложили способ строить школы и детсады за счет тех средств, которые сейчас идут на оплату процентов банку. Это значит — отмена эскроу?

— Нет, не значит — никто и не говорит про отмену. Предложенная модель — альтернатива для руководства регионов.

Сейчас стройка жилья идет под гарантии банка: застройщик не получает деньги дольщиков, они остаются на эскроу-счетах, а строительство ведется на кредиты под процент. Деньги за проданное жилье застройщик получает после его сдачи. Идея заключается в том, чтобы у региональных властей появилась возможность выбора модели работы для застройщиков. То есть дать возможность надежным строительным компаниям работать по старым правилам и вместо банков гарантировать, что жилье будет достроено. Но взамен девелопер обязуется построить социальную инфраструктуру. Разумеется, с жестким контролем со стороны властей.

Застройщики несут расходы в любом случае, отдавая деньги банку за обслуживание эскроу-счетов. Мы говорим — несите те же расходы, но пусть среда вокруг ваших домов развивается. Создавайте условия для ваших же будущих жителей.

И хочу отметить, что это будет происходить без удорожания квадратного метра.

Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»

Илья Вольфсон депутат Госдумы РФ

Такая модель выгодна всем участникам процесса. Люди получат социальную инфраструктуру «здесь и сейчас». Жилые комплексы, где во дворе строятся садики и школы, продаются быстрее. Отдачу получит и город, потому что деньги пойдут на строительство и реконструкцию социальных объектов.

Город должен развиваться сбалансировано — жилья без соцобъектов быть не должно.

— Сколько стоит банковское финансирование?

— Любой застройщик подписывает соглашение с банком о финансировании стройки, где процент на начальном этапе рассчитывается таким образом — ключевая ставка плюс 3%. В сегодняшних реалиях получаем ставку в 16%. Ставку можно снизить — но, чтобы выйти на уровень 0,1%, необходимо продать достаточно квартир, чтобы обеспечить 180-процентное наполнение эскроу-счетов по отношению к сумме, выданной банком на строительство. Грубо говоря, если застройщик берет у банка 50 млн рублей, он должен продать жилья на 150 миллионов — таких цифр сейчас нет ни у кого.

Ситуация усложняется и тем, что под конец строительства его стоимость добирается до миллиарда рублей. Сумма же проданных квартир физически не может превысить 180% от этих средств — в результате в конце строительства застройщики платят самый большой процент за обслуживание проектного финансирования.

— И это при условии того, что раскрыть эскроу-счет застройщик сможет только после окончания строительства — через года два. А ведь впереди следующие проекты, так?

— Совершенно верно! Застройщики вынуждены еще до начала продаж брать дорогие бридж-кредиты на покупку земли, проектирование и другие начальные расходы. Далее есть возможность «вшить» полученные ранее средства в проектное финансирование по эскроу.

Только вдумайтесь — на старте продаж может висеть кредит, допустим, в 500 млн рублей. Застройщику, чтобы выйти на минимальную процентную ставку, необходимо продать квартир на 1,5 миллиарда. А это просто-напросто невозможно — в строящемся доме физически может не быть столько квартир.

— И тем не менее вы считаете, что эскроу-система нужна?

— Не стоит кидаться из крайности в крайность. Эскроу-счета показали свою эффективность, помогли вычистить рынок недвижимости от недобросовестных застройщиков, которые обманывали людей.

Эскроу-счета остаются гарантией, что люди получат жилье, за которое они заплатили. Никто не хочет возвращения к тому бардаку, который государству приходится решать до сих пор.

Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»

Илья Вольфсон депутат Госдумы РФ

Но есть пул застройщиков, проверенных временем, которые сохраняют устойчивость и готовы делать больше. Мы подсчитывали: сегодня для обеспечения муниципальной социальной инфраструктурой строящихся ЖК трех крупных девелоперов в Татарстане нужно около 8 млрд рублей — эти же деньги девелоперы заплатят в виде банковского процента. А могли бы построить школы и садики — при этом бюджету не надо было бы искать на это деньги. Если руководство региона решит, что такой сценарий целесообразен — у региона должен быть этот инструмент.

— Даже при существовании пула добросовестных застройщиков, которые годами выстраивали положительную репутацию и у покупателей, и у властей — каковы гарантии для дольщиков в этом случае? Эскроу-то нет…

— Все финансовые операции должны будут проходить по спецсчетам и будут прозрачны для контролирующих органов. Поэтому, если появятся подозрения, что у стройкомпании что-то пошло не так, будут приниматься соответствующие меры.

Все это можно учесть в поправках в законодательство, которые мы будем разрабатывать.

Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»

«Недавно общался с активом «Движения первых» в Рыбно-Слободском районе, ребята занимаются очень интересными и перспективными проектами. На мой взгляд, их работу нужно поддержать. Активных участников награждать дополнительными баллами при поступлении в ВУЗы» Фото: пресс-служба депутата ГД РФ Ильи Вольфсона

Урезать столовые и коридоры в школах: «Сейчас имеем целую кучу неиспользуемых площадей»

— В ходе круглого стола с исполкомом и прокуратурой вы говорили о проблеме избыточных нормативов при строительстве соцучреждений. Какие нормативы вы считаете избыточными?

— Приведу пример: при строительстве школы на 1,5 тыс. учеников учреждение необходимо обеспечить обеденной зоной в 750 мест. В реальной жизни за время перемены невозможно накормить разом и половину от этого числа — об этом говорят в один голос все, кто занимается питанием. Сюда же можно добавить ширину коридоров, непропорционально огромные спортплощадки и комнаты отдыха — в итоге получаем целую кучу неиспользуемых площадей.

Всего за три года типовой детсад из-за этих норм подорожал для бюджета на 40-50%. А ведь это еще нужно содержать…

— Насколько помню, есть еще требование — шаговая доступность садиков и школ к жилым комплексам, насколько избыточны эти нормативы?

— 500-метровая зона шаговой доступности фактически блокирует строительство в некоторых регионах. Особо остро проблема стоит в крупных городах, городах-миллионниках — тех, что быстро развиваются и испытывают дефицит свободной муниципальной земли. Школы сейчас дорогие, под каждую современную школу надо 2 гектара земли, обнесенной забором. И когда требования нормативов трудновыполнимы — проще вообще не строить. Ну, не должно так быть!

— Одна из идей, которые звучали в Госдуме, связана с использованием мощной инфраструктуры новых школ в интересах проживающих по соседству граждан. Посмотрите — по два бассейна есть в школах, стадионы целые, а доступ открыт только для школьников, и летом все это простаивает. Даже соседские дети не могут там в футбол играть — заборы, безопасность… Есть ли какое-то решение этой проблемы? Как открыть школьную инфраструктуру для людей?

— Мы по этому вопросу плотно работаем с минспорта России, есть поддержка председателя Госдумы Вячеслава Володина. Безусловно надо создавать в школьных дворах точки притяжения — для детей и их родителей в первую очередь. В этом вопросе надо сохранить баланс и вопросы безопасности и комфорта школьников должны оставаться на первом месте.

Есть и предложение соединить школы и бизнес, чтобы он создавал на их территории или в пристроях театральные, хореографические, спортивные, творческие секции. Можно взять за основу модель работы спортшкол — часть времени воспитанники занимаются бесплатно, часть времени залы сдают в аренду, а тренера работают с посетителями.

Пусть занятия будут платными, — но ведь люди и сейчас возят своих детей в разнообразные кружки? А тут вся инфраструктура будет находиться в шаговой доступности.

Илья Вольфсон: «В вопросах мусора мы еще машину не собрали, а уже думаем о скорости»

«С Сергеем Колуновым (слева) выступили в Госдуме с несколькими инициативами. Первая касается учреждения медали «За добросовестный труд в условиях специальной военной операции». Вторая — поддержка патриотических молодежных организаций» Фото: пресс-служба депутата ГД РФ Ильи Вольфсона

Поддержка мобилизованных и их семей, новая награда для работников заводов и патриотичное воспитание молодежи

— На интернет-конференции вы упоминали несколько мер поддержки бойцов СВО и их семей, в частности решение жилищного вопроса и расширение возможностей для альтернативной службы. Эти вопросы тоже будут обсуждаться в ходе осенней сессии. Скажите, есть ли еще какие-то идеи?

— Недавно мы с моим товарищем по Госдуме и коллегой по Комитету строительства и ЖКХ Сергеем Колуновым выступили с несколькими инициативами. Первая касается учреждения медали «За добросовестный труд в условиях специальной военной операции» для сотрудников промышленных предприятий, которые работают для достижения целей СВО. Награда должна вручаться по линии министерства промышленности и торговли РФ. С соответствующей инициативой мы обратились к министру Денису Мантурову. Министерство нас поддержало, однако, выдвинуло предложение учредить не ведомственную, а государственную награду. Тогда получившие ее смогут претендовать на звание «Ветеран труда» и соответствующие льготы. Готовим обращение в президентскую комиссию по государственным наградам.

Вторая — поддержка патриотических молодежных организаций, например, «Движения первых». Недавно лично общался с активом в Рыбно-Слободском районе, ребята занимаются очень интересными и перспективными проектами. На мой взгляд, их работу нужно поддержать — мы все только выиграем, если движение станет более массовым. Поэтому предлагаем активных участников вознаграждать дополнительными баллами при поступлении в ВУЗы. Письмо с соответствующим предложением на имя главы Росмолодёжи Ксении Разуваевой уже направлено.

Ну и конечно нужна адресная помощь всем нуждающимся.

Читайте также:

  • Илья Вольфсон: «Запретили строить на месте сгоревшего дома. И памятники перестали гореть»
  • Илья Вольфсон: «Самый трудный год, но жизнь продолжается»

Источник