Как крупный татарстанский бизнес вытаскивал себя из санкционного болота?


Как крупный татарстанский бизнес вытаскивал себя из санкционного болота?

На пленарном заседании федерального форума «Производительность 360», прошедшем в IT-парке Казани, представители крупных предприятий обсудили последствия санкционных ограничений. Директор по развитию КАМАЗа рассказал, как компании удалось не остановить производство из-за санкций и найти новых поставщиков по девяти тысячам комплектующих. А премьер-министр республики Алексей Песошин объяснил успех Татарстана в национальной программе — по итогам 2022 года республика оказалась на первом месте рейтинга и получила право проведения форума. Обо всем этом в материале «ВК». 

«Производительность 360» — это федеральный форум для участников национальной программы «Производительность труда». В ней принимают участие около пяти тысяч компаний — и их совокупная выручка составляет больше 11 триллионов рублей. Это намного больше, чем выручка Газпрома, как заявляют организаторы.

Суть программы проста: став ее участником, руководство компании проходит обучение в Федеральном центре компетенций (ФЦК) — там управленцам говорят о новых подходах к работе и помогают выстроить производство на практике. 

— Иногда даже перестановка оборудования дает очень хороший эффект. Где-то помогает передача деталей из одного цеха в другой с помощью конвейера, где-то помогает новый режим оборудования, где-то его обновление. Конечно, нужно время чтобы объективно сравнить «было-стало», но даже по годовому бюджету уже заметно, что некоторые показатели стали лучше в полтора раза, — замечает член совета директоров «Акрон Холдинга» Александр Кобенко. Его компания тоже стала участником нацпроекта. 

ЧТО ТАКОЕ ФЦК?

Федеральный центр компетенций — это консалтинговое агентство, которое занимается налаживанием эффективности производства и управления на предприятиях. ФЦК также занимается построением цифрового документооборота внутри компании. 

— Суть нашего взаимодействия — это получение реального практического результата, который можно пощупать руками, — заявил генеральный директор ФЦК Николай Соломон. 

Спикер также отметил, что построение новой системы взаимодействия внутри компании требует времени и индивидуального подхода. По словам Соломона, прежде чем начать работать по-новому, специалисты ФКЦ обсуждают формат с партнерами, друзьями и руководством предприятия, чтобы изменения носили по-настоящему глубинный характер. 

Соломон рассказал, что до ФЦК его команда работала в Росатоме:

— Мы покинули теплые места с хорошими должностями ради такого вызова, в который мы верили и до сих пор верим. И доказываем это каждый день: сегодня можно создать систему на уровне государства. Очень нестандартную, в виде квалифицированных людей и ресурсов, способных помочь бизнесу, — заявил спикер. 

Как крупный татарстанский бизнес вытаскивал себя из санкционного болота?

Соломон также отметил, что в рамках нацпроекта ФЦК работает бесплатно — и это иногда мешает в работе, потому что бесплатная услуга «не дает мотивации заказчику включиться». 

— За пять лет работы мы смогли воспитать определенный уровень терпения — очень сложно работать с возрастными заказчиками, у которых уже есть сложившийся менталитет, стереотипы. Плюс у нас есть наследие в виде «инициатива наказуема», что противоречит культуре развития. Согласитесь, сложно залезть в глубинные установки человека, которые необходимо поменять для достижения результата, — заявил спикер. 

КАК ФЦК ПОМОГАЕТ ПРЕДПРИЯТИЯМ? 

По мнению генерального директора Приморского молочно-консервного комбината Игоря Московцева, любая компания со временем выходит на плато производительности, после которого начинается медленный ее спад. 

— Как раз в такой момент и нужен перезапуск. Нужна новая энергия, новое движение, — считает Московцев.

Спикер отмечает, что за 70 лет работы предприятия в компании уже сложилась определенная корпоративная культура и традиции. Но все же необходим взгляд со стороны, чтобы исправить незамеченные ошибки.

— Когда эксперты ФЦК пришли на производство, мы сразу почувствовали практиков — ребята действительно подсказали много вещей. А мы постарались все рекомендации и системную методику внедрить, результата может и не быть в желаемые сроки, но он точно появится, — заключил Московцев.

КАЗАНЬ — ЛИДЕР НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА»

По итогам 2022 года Казань стала лидером программы «Производительность труда». Этот успех премьер-министр республики Алексей Песошин объяснил тем, что Татарстан еще до нацпроекта занимался реализацией собственной программы по развитию производства на территории региона. Сегодня в национальном проекте участвуют 226 татарстанских компаний, а инструментами повышения производительности труда овладело порядка четырех тысяч человек. 

— При расходах государства в объеме 637 миллионов рублей республика получила прирост добавленной стоимости в 21,3 миллиарда рублей. Кроме того, наши предприятия активно пользуются льготными займами Фонда развития промышленности. Для своего развития мы получили на круг более 2 миллиардов рублей, — добавил премьер-министр Татарстана.

Программа по бережливому производству была внедрена в республике еще в 2012 году — это, по словам спикера, могло обеспечить некую фору в рейтинге нацпроекта. 

Руководство КАМАЗа, лидера своей отрасли, объясняет высокую эффективность производства давним партнерством с Росатомом, специалисты которого сегодня создали ФЦК. 

— В компании уже было функциональное разделение. Просто в период санкций наши специалисты отдела закупок и инженеры создали специальные штабы для принятия быстрых, нетривиальных решений по работе с поставщиками. И нам удалось решить эту проблему практически без потерь — предприятие ни дня не простаивало, — заявил заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров.

Из-за оборвавшейся ввиду санкций цепочки поставщиков предприятию пришлось найти замену девяти тысячам комплектующих: 

— Любой, кто занимается промышленным производством, понимает, что такое сформировать поставщика: это целая последовательность стандартизованных действий от проверки контрагента до обмена технической документацией и изготовления опытных образцов, — подчеркнул Гумеров. 

Самый быстрый срок решения этой ситуации, по опыту спикера, два года. КАМАЗ решил ее за год. Это стало возможным благодаря созданию быстрых управленческих процессов и глубокой работе с поставщиками: проведением аудитов и совместных мероприятий по оптимизации производства. 

Однако поставки — не единственный вызов для КАМАЗа. Огромная проблема для производства — это кадровый голод. За счет роботизации компании удалось заменить 2942 сотрудника, но в условиях повышенного спроса на продукцию этого не достаточно. 

Другая острая проблема — удорожание логистики. Логистические цепочки стали длиннее от запада на восток, из-за чего затраты выросли примерно в три раза по сравнению с досанкционным периодом.

— Сейчас это немного оптимизировано, и по сравнению с тем, что было, цены выросли чуть больше чем в два раза. Сроки доставки долгие — необходимо увеличивать скорость поставок процентов на 30 и хотя бы приблизить цены к докризисным. Сумма там большая, и от решения такой проблемы эффект для производства будет просто невероятный, — заявил Ирек Гумеров. 

На форуме также выступали представители АвтоВАЗа — на их предприятии санкции отразились жестче. По словам начальника дирекции по повышению эффективности и развитию производственной системы АвтоВАЗа Евгения Шалаева, после санкционного кризиса предприятие утратило все наработки и технологии, которые были накоплены компанией за 12 лет сотрудничества в рамках альянса Renault-Nissan. Также оборвались цепочки поставок запчастей на автомобили — большинство автокомпонентов были импортными. 

— Завод встал. Кроме того, мы столкнулись с корпоративным кризисом, у компании сменился собственник: система, как показала практика, была очень централизована, и нам пришлось в сжатые сроки решать эти проблемы. Также мы пересмотрели подход и стратегию к продукту, — рассказывает Шалаев. 

Завод встал в марте, но в июне его снова удалось запустить, хотя заграничные эксперты предрекали перезапуск производства в данных условиях не раньше, чем через два года.

— Доля рынка АвтоВАЗа с 2018 года увеличилась с 20% до 40% — мы будем поддерживать эти цифры, — пообещал спикер.

Фото: ТАСС
          Андрей Мартыгин

Источник