«Мы теряем свою идентичность». Нужно ли запретить ношение никаба в России


«Мы теряем свою идентичность». Нужно ли запретить ношение никаба в России

Женщинам в России хотят запретить носить никабы — головные уборы, полностью закрывающие лицо. Депутаты, выступая «за» инициативу, объясняют это соображениями безопасности, а религиозные деятели уверены, что новый закон может взбудоражить исламский мир. Как правильно поступить — разбирался Inkazan.Сюжет

«С уважением ко всем»: почему хотят запретить никаб

Председатель Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев выступил с инициативой запрета никабов — женских головных уборов, оставляющих открытыми только глаза. Эту мысль он выразил в интервью «Парламентской газете» в момент рассуждения о факторах, повышающих уровень экстремизма.

«Сейчас даже в некоторых странах Центральной Азии никабы запрещены. Я буду обсуждать этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей», — заявил политик.

Новость мгновенно стала одной из центральных в публичном поле. Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов раскритиковал инициативу, заверив, что российские мусульмане могут воспринять ее как акт нарушения норм Конституции. А она, напомнил муфтий РБК, гарантирует право на свободу веры.

Оставить эту тему для обсуждения с властями, не вынося в СМИ, предложила глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества Ольга Тимофеева. При этом она не дала категоричную оценку инициативе: лишь напомнила, как в 2013 году депутаты внесли закон о дресс-коде в школах, исключающий наличие религиозных отличий.

«Важно относиться с уважением ко всем. И различать внешний вид дома и в официальных учреждениях», — заявила Тимофеева RTVI.

Председатель комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов также посчитал необходимым обсуждать идею запрета никабов «за закрытыми дверями». Депутат заявил, что у Фадеева есть все аргументы, чтобы продвигать свою инициативу. Среди основных — безопасность россиян.

«Мы теряем свою идентичность». Нужно ли запретить ношение никаба в России

«С этого начинали те, кто взрывались»: как в России относятся к «покрытым»

Никабы запрещены в ряде европейских стран, в том числе Италии, Франции, Бельгии и Германии. Там принято считать, что подобная одежда — признак религиозной радикальности, которая может угрожать общественности. Кроме того, законодательно носить платки, полностью закрывающие лицо, женщинам нельзя и в таких мусульманских государствах как Египет, Марокко, Индонезия.

Против подобных головных уборов и в Центральной Азии. Осенью 2023 года носить никабы запретили в Узбекистане — как и в Европе при принятии такого решения там сослались на общественный порядок. После этого подобную инициативу предложили рассмотреть в Кыргызстане и Казахстане. А совсем недавно отказаться от никабов пришлось женщинам в Таджикистане.

В России запрета на никабы нет. Однако в мусульманских регионах, в том числе Татарстане, Чечне и Дагестане, увидеть полностью закрывающих лицо женщин — редкость. Местные представительницы прекрасного пола больше предпочитают хиджабы. И хотя в этом очень тонко прослеживается политический контекст, региональные власти относят это к традициям.

Например, в Чечне, несмотря на официальное законодательное «да» в отношении никабов, девушкам объясняют: такая одежда никакого отношения к шариату не имеет. Муфтий республики Салах-хаджи Межиев в 2020 году отмечал, что закрывать лицо — это грех, требующий искупления.

«Сейчас никаб носят и пропагандируют носить люди из вахабистского течения. Наши бабушки и прабабушки, которые отличались еще большим иманом, не носили никаб. У нас есть свои традиции. Зачем нам чужие?» — выступил он тогда, заметив, что никабы характерны лишь для арабских стран.

Годами ранее глава Чечни Рамзан Кадыров был чуточку откровеннее и заявлял, что никабы — это первый шаг на пути к экстремизму. «С этого начинали те, кто взрывались на улицах Грозного», — писал он в своих соцсетях в 2014 году.

«Мы теряем свою идентичность». Нужно ли запретить ношение никаба в России

При этом на федеральном уровне в конфликтных ситуациях с женщинами, одетыми в никаб, власти встают на сторону верующей. Один из ярких примеров — недавняя ситуация в московском метро, когда мужчина сделал замечание девушке за надетый на нее платок.

Видео с «докапыванием» до одежды распространилось в соцсетях. Реакцию на него дал депутат Госдумы Виталий Милонов, публично осудивший мужчину. В то же время следственный комитет России оперативно начал проверку.

«Дела извне»: кто стоит за традицией ношения никаба

Зампредседателя комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов в разговоре с Inkazan заявил, что для России никабы не являются традицией — в стране их никогда не было. «Это, скажем так, пришедшие извне дела», — отметил он.

Народный избранник заверил, что про прямую связь никаба и радикального ислама говорить некорректно — это, по его словам, просто чужая культура. «Мы теряем свою идентичность, придерживаясь иных подходов, иных традиций, которые нам, скажем так, заходят в страну. Специально ли это делают или не специально, но они чужды для нас», — добавил собеседник.

Такой же позиции придерживается и депутат Госсовета Татарстана Эдуард Шарафиев. В разговоре с Inkazan он назвал никабы навязыванием чуждых россиянам ценностей, добавив, что даже в регионах с относительно мусульманским населением подобная тема так остро никогда не стояла.

«В какой-то мере инициатива запрета никабов — это продолжение ужесточения миграционной политики. Это отсылка к тем ситуациям, которые случились в том числе в „Крокус Сити“, к вопросу навязывания тех ценностей, которых у нашей страны никогда не было», — объяснил Шарафиев.

«Мы теряем свою идентичность». Нужно ли запретить ношение никаба в России

Исламовед Рустам Батров, также считающий, что никабы не близки традиционному исламу, все же уверен, что предложенная инициатива — это лишь дело ксенофобии. Даже вопрос безопасности, по мнению собеседника, в этой теме нелогичен, так как пару лет назад вся страна ходила в масках, закрывая ими лица — и ничего, безопасность это не нарушало.

«Я соглашусь, что никабы не в традиции российских мусульман, но панки ходят с ирокезами или тоннелями в ушах — это что, в традициях российского многонационального народа? Каждый изгаляется, как хочет. Каждый по-своему с ума сходит», — объяснил свою позицию общественный деятель.

Батров считает, что принятие инициативы о запрете никабов — это создание проблем на пустом месте. Мусульмане, даже те, которые не согласны ни с никабами, ни с хиджабами, могут воспринять закон общим «выпадом» против ислама. «Это не направлено на укрепление дружбы народов — это направлено на то, чтобы показать, кто здесь чужой», — уверен собеседник.

«Это ударит по гражданам»: стоит ли «отменять» никабы

Депутат Госдумы России Айрат Фаррахов признался, что в своей парламентской работе он руководствуется принципом «поменьше запретов». Там, где возможно отказаться от ограничений, стоит это сделать, заверил народный избранник, переходя к вопросу о никабах.

«Все, что касается никабов, это, безусловно, не наша культура. И, конечно, это не культура шариата. Это традиции каких-то очень немногих стран, а потому вопрос — почему мы должны на уровне федерального законодательства это запрещать? Это вызовет дискуссии и еще непонятно, в какую сторону они заведут», — заявил Фаррахов в разговоре с Inkazan.

Он считает, что рекомендации по тому, где не стоит надевать никаб, работают, и этого достаточно. «Мы же не принимаем на уровне закона, в чем ходить на званые вечера», — иронично добавил депутат.

Глубоко не уходить в эту дискуссию предложил и Шарафиев. Он считает, что неаккуратные формулировки могут быть неправильно истолкованы. «Лучше, наверное, эту инициативу не выносить на какой-то политический уровень и не оттенять ее к каким-то религиозным противостояниям между мусульманством и православием», — сказал татарстанский депутат.

«Мы теряем свою идентичность». Нужно ли запретить ношение никаба в России

А представитель Госдумы Гильмутдинов уверен, что в первую очередь вопрос никабов нужно поработать с местными религиозными организациями: понять, системно ли идет их распространение, внедряются ли они откуда-то и могут ли общины своими силами прекратить распространение «чуждых ценностей».

Исламовед Батров, продолжая свою мысль о том, что предложенный запрет не решает никакой общественно значимой проблемы, заверил, что принятие закона привнесет в общество негатив. «Может быть, в головах создателей этой инициативы есть намерение ударить по мигрантам, но это ударит и по российским гражданам, которые в таких архаичных формах исповедуют ислам», — заключил собеседник.

Ранее Inkazan провел опрос среди подписчиков нашего Telegram-канала о решении запретить никабы в России. Абсолютное большинство — порядка 53% респондентов, или 527 человек, выступили «за» ограничение, заявив, что такие платки выглядят пугающе. Еще 31%, или 309 участников исследования, заверили, что каждый имеет право одеваться так, как хочет.

Источник