У казанцев нет культуры оплаты проезда, ревизоры ловят «зайцев»


У казанцев нет культуры оплаты проезда, ревизоры ловят «зайцев»

Валидаторы в троллейбусах и трамваях — будущее Казани. Однако почему-то сами жители города не способствуют сохранению этих новшеств. Система бескондукторной оплаты была введена с 17 сентября. За первый месяц удалось «поймать» 734 безбилетника или, как их называют в народе, «зайца». «Вечерняя Казань» разбиралась, почему так происходит и причем тут отсутствие осознанности.

В 2019 году в Москве все автобусы, троллейбусы и трамваи оснастили валидаторами, с помощью которых можно оплатить проезд без кондуктора. Сделать это просто: необходимо лишь приложить карточку или телефон к оборудованию. Больше не нужно ждать, пока подойдёт ответственный, и сидеть с билетами, потому что от этих двух составляющих отказались. Кондуктор в этой системе лишний, а «чеки» за проезд не выдаются. По словам ревизоров и приезжих, культура оплаты в столице очень развита. Там встречается очень мало «зайцев», поскольку в сознании людей уже крепко укрепилась мысль, что за проезд нужно платить. Даже если контроля нет.

Такая система работала в СССР с 1960-х годов. Когда в транспорте заработали компостеры, пассажиры покупали билеты заранее. Они работали как талоны. До этого люди пользовались кассами, где могли самостоятельно производить оплату прямо в транспорте. Вместо кондукторов была совесть. В конце прошлого века в транспорт снова вернулись «ответственные за оплату».

У казанцев нет культуры оплаты проезда, ревизоры ловят «зайцев»

Спустя полвека система бескондукторной оплаты снова возвращается, но уже с новыми технологиями, которые должны оптимизировать процесс. 

А ЧТО В КАЗАНИ?

В Казани «зайцев» ловят постоянно. На сегодняшний день бескондукторная система внедрена в 118 троллейбусах и трамваях (70 и 48 соответственно). Первый маршрут без кондуктора появился в 2021 году. Тогда девять троллейбусов маршрута № 2 работали по бескондукторной системе в тестовом режиме. 

Эксперимент прошёл вполне удачно. На линии без кондуктора работают вагоны трамвайных маршрутов № 1, 2, 3, 4, 6, 8 и троллейбусных № 6, 7, 9, 12, 13. Всего для первого эксперимента было закуплено 120 валидаторов.

У казанцев нет культуры оплаты проезда, ревизоры ловят «зайцев»

К новой системе многие казанцы относятся положительно, поскольку это куда удобнее, чем дожидаться кондуктора. Ещё одна негласная причина — возможность прокатиться «зайцем». 

По данным МУП «Метроэлектротранс», всего за первый месяц работы ревизионный отдел совершил 3277 проверок. Ежедневно они ловят по 30 и более безбилетников. А скольким еще «повезло»? Были даже случаи, когда люди отказывались платить за проезд и контролёрам приходилось останавливать движение. 

Смысл контролёров не в том, чтобы наказать «зайцев». Своими ревизиями они должны помочь привить культуру оплаты, которую позабыли казанцы. Судя по данным от ведомства, ситуация с каждой неделей немного улучшается. К примеру, 28 сентября было поймано примерно 53 безбилетника, 30 и 31 октября в совокупности — 68 человек (в день примерно 34 человека). 

ЕЗДЯТ «ЗАЙЦЕМ»

Мы решили отправиться в собственный рейд. На одной из остановок нам повстречалась Елена, приехавшая из Тулы. У них в регионе таких нововведений нет, но она была в Москве и знает как пользоваться. По её словам, переход на валидаторы — отличное решение. Проблема с безбилетникам вездесущая, но в столице их и правда очень мало. В Казани пока таких большинство.

На вопрос: «Почему жители Казани ездят «зайцем»?» люди отвечали так:

— Если есть возможность проехать бесплатно, то в любом случае возникает соблазн.

— Если бы я перепутал троллейбусы, то мог бы проехать «зайцем».

— Они говорят, что нужно оплачивать, а валидаторы не работают.

У казанцев нет культуры оплаты проезда, ревизоры ловят «зайцев»

Оплачивают проезд не все. Мы заметили, что если пассажир не оплатил проезд как только зашёл, то значит, уже и не оплатит. Случаи ответственного отношения довольно-таки единичные. Всё меняется с появлением в салоне контролёра. Об этом водитель оповещает пассажиров. Некоторые «забывчивые» из них сразу же направляются к валидаторам.

— Молодёжь часто исправно платит, а вот многие пожилые, которые должны быть примером, устраивают скандал и кричат на весь салон. Я им объясняю, что в метро они оплачивают проезд, и здесь работает то же самое, — говорит контролёр.

Оплачивать проезд в троллейбусах и трамваях просят сразу при входе. Но многие «забывают» об этом. Контролёр сравнивает себя с преподавателем, которому необходимо научить людей заранее думать об оплате, чтобы потом не пришлось платить штраф. Он, правда, всего 300 рублей.

— Я просто хочу, чтобы у людей появилась сознательность. Если она будет, то система станет удобной для всех, — отмечает женщина.

Контролёры работают посменно по девять часов с шести утра. За день женщина успевает обойти от 28 до 32 троллейбусов. По её словам, с установкой валидаторов пассажиров стало больше, поскольку для многих появилась возможность проехаться бесплатно. Особенно было тяжело в первое время. Контролёры сталкиваются с огромным количеством негатива. Наша героиня пытается не пропускать всё через себя и спокойно объяснять пассажирам, что им необходимо сделать. Здесь, как и во всех сферах, работает правило «клиент всегда прав».

ДРУГАЯ СТОРОНА ВОПРОСА

В наших социальных сетях был проведен опрос о том, как решить проблему с «зайцами». Многие категорически против валидаторов и хотят вернуть старую систему оплаты, либо сделать единый налог на транспорт. Большинство проголосовало за третий ответ.

У казанцев нет культуры оплаты проезда, ревизоры ловят «зайцев»

Усиленные проверки со стороны ревизоров будут продолжаться, пока проблема существует.

Источник