У татарстанских автомобилистов нет альтернативы «Ладе Гранте» за миллион


У татарстанских автомобилистов нет альтернативы «Ладе Гранте» за миллион

После потрясений 2022 года автомобильный рынок продаж, похоже, постепенно приходит в себя. Корреспондент «Вечерней Казани» поговорил с руководителем отдела продаж и развития дилеров Авто.ру Аленой Иноземцевой о том, какая машина наиболее популярна у жителей Татарстана, получится ли у Владимира Путина пересадить чиновников на отечественные авто и когда электромобили и беспилотный транспорт захватят Казань.

Руководитель отдела продаж и развития дилеров одного из крупнейших в рунете сайтов по продаже и покупке машин Авто.ру Алена Иноземцева в начале разговора сразу констатирует, что после введения экономических санкций рынок автомобильных продаж пошел на резкий спад. Но сейчас индустрия постепенно отыгрывает падение — все дело в брендах из Китая, многие из которых только выходят на отечественный рынок. В 2023 году на Авто.ру татарстанцы интересовались покупкой Lada Granta, на втором и третьем местах китайские Geely Coolray и Geely Atlas Pro. Топ-10 самых популярных моделей состоит из автомобилей Lada и пяти разных китайских марок (Haval Jolion, Changan UNI-K, OMODA C5, Jetour Dashing, EXEED LX). 

У татарстанских автомобилистов нет альтернативы «Ладе Гранте» за миллион

— Очень много китайских машин сейчас, в том числе заметен спрос на электромобили. Поэтому, по сравнению с 2022 годом, автомобильный рынок находится в лучшем положении — как по продажам новых машин, так и по реализации подержанных автомобилей. Альтернатива западным моделям появляется, думаю, самую острую фазу кризиса рынок уже преодолел. Мы начинаем оживать, — говорит Иноземцева.

БЫТЬ ЛИ БЕСПИЛОТНЫМ МАШИНАМ И ЭЛЕКТРОМОБИЛЯМ НА КАЗАНСКИХ ДОРОГАХ?

Больнее всего по автомобильному рынку ударила пандемия коронавируса — падение показателей в 2020 году было гораздо сильнее, чем после начала СВО.

— В год ковида резко произошло то, чего в истории человечества еще не было. Ограничение передвижения, временная остановка производств, многие компании позакрывались, кто-то потерял работу. Поменялись и ценности — люди стали больше уделять внимание здоровью, заботиться о себе и своих близких, здесь уже покупка машины отходит на второй план, — рассказывает эксперт.

Впрочем, прогрессивных горожан можно заинтересовать электромобилями, которые сейчас набирают популярность. Как рассказывает Иноземцева, к качеству таких машин у водителей вопросов нет. Мало того, такие автомобили по многим параметрам даже надежнее своих бензиновых и дизельных «собратьев». В электромобилях меньше агрегатов и, значит, меньше комплектующих, которые могут сломаться.

— Татарстан — «впереди планеты всей». Казань — очень инновационный город. Есть Иннополис, по которому ездит беспилотное такси. Мне кажется, что в вашей республике люди более продвинутые, диджитальнее, если так можно сказать. Поэтому, думаю, что перспективы у электромобилей в республике хорошие, — считает собеседник «Вечерней Казани».

У татарстанских автомобилистов нет альтернативы «Ладе Гранте» за миллион

Аналитика говорит о том, что есть довольно заметный интерес к электромобилям в России в целом. Этот же тренд применим к Приволжскому федеральному округу и к Татарстану в частности. Пользователи Авто.ру все чаще рассматривают автомобили с электрическим двигателем: просмотры таких предложений в 2023 году выросли на 131% относительно 2022 года, в ПФО — на 101%, а в Татарстане — на 53%.

Но бума электромобилей на казанских дорогах пока ждать не стоит. Хоть будущее наверняка за экологичным транспортом, однако сейчас электромобилям пока мешает множество нюансов, и главный из них — климатический, в суровую зиму таким машинам сложно. Да и станций подзарядки в городе пока еще не так много.

— Знаете, это очень простой и одновременно сложный вопрос, заменят ли электромашины автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Наверное, когда-нибудь это произойдет, но не в обозримом будущем, не в ближайшее десятилетие точно. Наша страна огромная, а мощности электромобилей пока не позволяют передвигаться на нем долго, так как зарядка аккумулятора обычно занимает минимум 2 часа. Да и о нашем суровом климате не стоит забывать, зимой и зарядка электромобилей быстрее тратится, — говорит Иноземцева.

В перспективы беспилотных машин Алена также верит и считает, что многие с удовольствием доверят управление автомобилей роботизированного автопилоту. Охотнее всего это будет делать молодежь, а люди постарше, скорее всего, место за рулем своей «ласточки» никому не отдадут.

У татарстанских автомобилистов нет альтернативы «Ладе Гранте» за миллион

Оказалось, что в Татарстане один из самых «молодых» автопарков в стране: средний возраст машины 13,5 лет, а в целом по России — почти 16. Это связано, в первую очередь, с более высоким достатком жителей республики по сравнению с другими регионами. А до пандемии коронавируса средний возраст машин вообще составлял 10 лет. Примечательно, что с тех пор машины жителей республики «постарели» на три года — как раз столько времени прошло с ковидных времен. 

ТАТАРСТАНЦЫ ЗАУВАЖАЛИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АВТОПРОМ

Хоть сейчас идет мощная экспансия «китайцев» на российский авторынок, но самым популярным у жителей нашей республики является отечественный автомобиль, Lada Granta, если говорить о новых машинах. Такая же картина и в целом по России. А среди авто с пробегом татарстанцы больше всего предпочитают ВАЗ-2114, ветерана российских дорог. Впрочем, не все так однозначно: некоторые «Лады» назвать полностью российскими нельзя.

— В среднем «Гранта» сейчас стоит от 800 тысяч до миллиона рублей, в зависимости от комплектации. И в нынешних реалиях это единственный бюджетный автомобиль. Рынок, конечно, сильно изменился — раньше такая машина стоила 500 тысяч, а теперь до миллиона. И произошло это из-за ухода многих производителей запчастей и комплектующих. Колебания курса доллара тоже сыграли свою роль. Ведь иностранные комплектующие  есть во всех российских машинах, например, у некоторых моделей «Лады» была коробка передач от «Рено». Полностью локализовать производство автомобилей сейчас сложно, — констатирует новую реальность собеседник «Вечерней Казани».

За восемь месяцев 2023 года рынок подержанных автомобилей в Татарстане, по сравнению с 2022 годом, вырос на 36%. Продажа новых автомобилей также приходит в норму после прошлогодних потрясений, но пока до рекордных значений далеко.

На портале Авто.ру пользователи из Татарстана, желающие купить машину с пробегом, больше всего интересовались покупкой Lada: 2114, Priora, Kalina и Granta. Среди иномарок чаще пользуются спросом Kia Rio и Hyundai Solaris. Средняя цена на подержанные автомобили этих марок с пробегом до 170 тысяч километров тоже «кусачая», около 900 тысяч рублей.

БЫСТРО ПЕРЕСАДИТЬ ЧИНОВНИКОВ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТО ВРЯД ЛИ ПОЛУЧИТСЯ 

Еще одна тенденция — люди стали внимательнее относиться к покупке подержанных автомобилей. Покупка машины с пробегом — дело более сложное и увлекательное, чем приобретение «нулевого» автомобиля, поэтому люди стали больше пользоваться услугами автоподбора и сервисами по проверке истории машины. Так что продать машину, «скрутив» пробег и перебив номер двигателя, стало сложнее. Но мошенники, к сожалению, тоже двигаются в ногу со временем. Популярной стала схема обмана, когда на сайтах по покупке подержанных машин появляется объявление о продаже автомобиля по очень выгодной для покупателя цене. Ясное дело, что объявление собирает много откликов и «продавец» предлагает автолюбителям отправить ему предоплату, то есть забронировать машину. И после этого автор объявления пропадает, а незадачливый покупатель остается без предоплаты и машины.

— Отечественный автомобиль — это надежный автомобиль, запчасти на который есть практически везде. Продажа российских машин растет, думаю, они и дальше будут лидерами продаж. Мне кажется, что наши производители совершили большой прорыв — например, я была приятно удивлена тем, что у Lada Vesta есть подогрев заднего сиденья, этой функции нет у иномарок схожей ценовой категории, — спорит Иноземцева с расхожим утверждением о низком качестве российских автомобилей.

У татарстанских автомобилистов нет альтернативы «Ладе Гранте» за миллион

Что же касается технического обслуживания машин — в первую очередь тех брендов, которые покинули Россию — то дефицита запчастей нет, закупки идут через посредников, хоть и по более высокой цене. А вот идея президента России Владимира Путина пересадить всех чиновников на авто российского производства пока не выполнима.

— Чиновники в основном ездят на седанах класса D, а таких машин российского производства очень мало. Думаю, это история о том, чтобы мотивировать наших производителей выпускать машины представительского класса. Это хорошее стремление, но прямо сейчас его будет сложно воплотить в жизнь, — считает собеседник «Вечерней Казани».

Несмотря на трудные времена и цены на машины, порой приближающиеся к стоимости квартир, современный автолюбитель все больше требует индивидуального отношения к себе — популярность набирает заказ уникальных машин, на вкус конкретного водителя.

Фото: РИА «Новости» / Анар Мовсумов / Максим Блинов / Михаил Мордасов

         
         Сергей Савостьянов / Василий Федосенко/ ТАСС

Источник